Скоростной режим в городе: ограничения, действия знаков

Европейский опыт

В странах Евросоюза автомагистрали называют автобанами. Их количество и протяженность значительно превышают российский показатель. В отличии от Европы, Россия не имеет сети автомагистральных дорог. Глядя на западных соседей, последние 10 лет это досадное упущение активно исправляют. Уже имеющиеся дороги расширяют и реставрируют, строят новые трассы.

Также, по образцу других стран, часть дорожного полотна платная. Компании Автодор и Росавтодор, получающие плату за пользование дорогой, отвечают перед законом за ее сохранность и техническое состояние. Такой экономический эксперимент не только уменьшил количество ДТП, но и позволил в рекордные сроки построить новые трассы.

Выбор максимальной скорости при особых условиях движения

Помимо общих ограничений скоростного режима, каждый водитель при выборе скорости обязан учитывать целый ряд факторов, связанных с условиями, в которых осуществляется движение. Правила однозначно указывают на то, что водитель обязан учитывать эти факторы.

1. Интенсивность движения

Чем интенсивнее движение, тем ближе должна быть скорость движения каждого водителя к средней скорости движения потока.

В противном случае, водитель будет вынужден постоянно перестраиваться. А это в настоящее время будет считаться опасным вождением.

2. Состояние транспортного средства, а также груза

Техническое состояние ТС, особенности перевозимого груза и прочие условия обязательно должны учитываться при выборе скорости.

Вряд ли стоит гнать с бешеной скоростью, если автомобиль заведомо неисправен или груз закреплен не должным образом.

3. Дорожные условия

Состояние дорожного полотна – это важный фактор выбора скорости движения.

В условиях некачественного, скользкого или загрязненного покрытия проезжей части движение с предельно допустимой скоростью будет небезопасным.

4. Метеорологические (погодные) условия

Погодные условия должны вносить серьезные коррективы в выбор безопасного скоростного режима.

Дождь, туман, снегопад и иные природные катаклизмы существенно затрудняют водителю обзор и вынуждают трезвомыслящего автолюбителя снижать скорость.

5. Условия видимости

Ограниченная видимость имеет одну серьезную опасность: если не снизить скорость, то остановочный путь транспортного средства будет превышать расстояние видимости.

В таких условиях водитель обнаружит препятствие слишком поздно и не успеет вовремя остановиться. Именно поэтому ему и рекомендуется снижать скорость при движении в условиях ограниченной видимости (вблизи опасных поворотов, в конце подъемов и на других подобных участках дороги с плохой видимостью).

В любом случае Правила требуют от водителя выбирать максимальную скорость движения таким образом, чтобы при возникновении опасности для движения или какого-либо препятствия он мог безаварийно остановиться и избежать ДТП.

Правильный выбор максимальной скорости движения – это одно из условий четкого контроля за дорожной ситуацией и, следовательно, безаварийной езды.

ПДД

Правила дорожного движения на автомагистралях во многом отличаются от привычных ПДД, действующих на обычных трассах, при этом особенности есть как в запрещении или разрешении совершения различных манёвров, так и в ограничении видов ТС, которым разрешён выезд на автомагистраль:

  • запрещено передвижение ТС, чьи технические характеристики не позволяют разгоняться свыше 40 км/ч. В эту категорию, например, попадает любая сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны и иные самоходные машины);
  • под запретом находятся велосипеды и мопеды;
  • не разрешается движение пешеходов и перегон домашнего скота;
  • учебная езда на автодорогах такого типа недопустима.

Автомагистраль может иметь примыкания дорог на одном уровне, по которым и осуществляется въезд и выезд на данную дорогу

Существуют и иные ограничения для передвижения транспортных средств на автодорогах такого типа:

  • грузовикам снаряжённой массой свыше 3,5 тонн воспрещается передвигаться далее второй по счёту от обочины полосы движения;
  • все автомобили по возможности должны придерживаться правой полосы движения, левая часть однопутного дорожного полотна предназначена для совершения манёвров (обгона);
  • строго воспрещено передвижение задним ходом;
  • остановка разрешается исключительно в местах, обозначенных специальным знаком «Место стоянки» (второй вариант — знаком «Место для отдыха»);
  • запрещено совершение манёвров по развороту вне развязок. Выезд и тем более разворот через технологические разрывы разделителя воспрещён ПДД.

Скоростной режим, фиксация нарушений и штрафы за превышение

Новое ограничение касается всех видов автотранспорта. Предписанное Законом ограничение максимальной скорости в населенном пункте вступает в действие автоматически, при пересечении городской черты. В селах и поселках, через которые пролегают междугородние автотрассы ограничение скорости начинается с дорожного знака населенного пункта (прямоугольной таблички с названием). На практике изменения в ПДД ограничивают скоростной режим по городу цифрой далекой от 50 км/ч. Реальная скорость составит 59 км/ч, так как допустимое превышение скорости в Украине составляет 10 километров в час.  

Стандартная максимально разрешенная скорость на трассе не изменилась и по-прежнему составляет 90 км/ч. На автомагистралях Украины с другими скоростными режимами устанавливаются специальные дорожные знаки «110», «130».    

За превышение лимита на 10 км/ч придется заплатить штраф в размере 340 грн. (20 необлагаемых минимумов), а не 225 грн (15 минимумов), как это предусмотрено нынешним законодательством. Если же разрешенную скорость превышено на 50 км/ч, то штраф составит 3400 грн. (Сейчас – 510 грн.)

Другим важнейшим нюансом применения нового законодательства остается правомерность назначения штрафа. По закону фиксация превышения скорости действительна только при помощи видеозаписи или фотоматериалов. Такие материалы, служащие доказательством в суде, дорожной полиции предоставляют только автоматические системы, оборудованные радарами с компьютерным определением госномеров и реальной скорости каждой машины.Оспаривать точные показатели лазера и компьютерные изменения, зафиксированные на фото и видеосъемку (включается автоматически при фиксации превышения), нет смысла. В Европе автоматическая фиксация скоростного режима полностью заменила ручное измерение скорости, которым в Украине занимаются дорожные полицейские. Подобный подход полностью исключает субъективность измерений, не дает ни малейшей возможности злоупотреблений со стороны инспекторов дорожной полиции.

Фиксация нарушения ручными радарамиС этой точки зрения любые действия инспекторов с ручными радарами, которыми пользуются украинские правоохранители, незаконны.Основанием для административного штрафа становится визуальное наблюдение инспектора за показаниями радара, которое не подтверждается фотографией (с отметкой скорости) или таким же видео. Достаточно сказать, что водители, оспаривающие штрафы ручных радаров, выигрывают в украинских судах большинство открытых дел.  

С технической стороны украинская дорожная полиция совершенно не готова законно фиксировать нарушения скорости, так как ручных радаров с функцией фотофиксации скорости у нее на вооружении нет. Это дает возможность для выписывания вымышленных штрафов, с которыми знакомы многие украинские водители.    

Неготовность к работе по новому Закону признают и высокопоставленные представители патрульной полиции. Кроме того, такие полицейские, как А. Билошицкий (начальник департамента), считают, что по многим окружным магистралям в черте города, современным городским автотрассам с ограничениями для  пешеходов могут быть установлены более высокие ограничения скорости. Украинское законодательство допускает подобные решения для органов городского самоуправления, после согласования с дорожной полицией. В черте города скорость движения всего автотранспорта (или только грузовиков) может быть снижена или увеличена специальными дорожными знаками.   

Понятие авто трассы М2 и других

Автомагистраль представляет собой широкую трассу федерального значения, не пересекающуюся с другими дорогами, железнодорожными путями и пешеходными переходами. На такой дороге минимум 4 полосы движения. Кроме количества полос, законодательно регулируются все параметры такой дороги: ширина полос и обочины, длина разделительной полосы.

Дорога, построенная по всем правилам и с соблюдением всех технических характеристик, получает первую категорию (1А). На территории Российской Федерации таких участков дорог немного. Все они начинаются в Москве и идут в разных направлениях от нее. Это федеральные дороги М2 «Крым», М4 «Дон», М7 «Волга», М9 «Балтия», М11 «Москва-Санкт-Петербург».

Важный момент: на территории автомагистрали действует ограничение не только на максимальную, но и на минимальную скорость движения. В связи с статусом «скоростной» дороги автовладелец должен обеспечивать передвижение не ниже 40 км/ч. Нарушение любого скоростного порога наказывается штрафом.

Инициативы граждан в области ограничения скорости

Не так давно на общественной площадке «Варламов.ру» была представлена гражданская инициатива по ограничению скоростного режима в черте города и за его пределами. Некоторые моменты, безусловно, спорные, однако ряд интересных идей всё же был озвучен.

К здравым мыслям данного проекта можно отнести:

  • Сокращение необлагаемого штрафом превышения до 3 километров;
  • Ограничение скоростного режима в черте города до 50 км/ч.

В отличии от многих других гражданских инициатив, эта подкреплена реальными расчетами и статистическими данными других стран, где подобные ограничения практикуются долгое время.

Приведённые на общественной площадке расчёты и статистика показали, что снижение скоростного режима незначительно повлияет на общую скорость передвижения по городу, однако существенно обезопасит движение. Кроме того, такие нововведения позитивно повлияют на экологическую обстановку городов и страны в целом.

Конечно, решать с какой скоростью будет разрешено движение на российских дорогах, предстоит законодательным органам. Однако существующая система гражданских инициатив может существенно повлиять на введение новых ограничений.

Отличия скорости на трассе М7 от других дорог

Уже было сказано, что М7 «Волга» на разных участках пути представлена и как автомагистраль, и как скоростная дорога. Но не всем понятно, в чем их отличия и почему это влияет на скоростной режим. Разберемся вместе.

Многие думают, что автомагистрали и дорога федерального значения – это одно и то же. Такое заблуждение в корне не верно. В Российской Федерации нет сети автомагистралей, связанных между собой. Это в принципе невозможно.

Автомагистраль представляет собой четырехполосное дорожное полотно высокого качества с ограждением вместо разделительной полосы между направлениями. Ширина каждой полосы составляет 3,75 метра, а обочины – не менее 3,75 метра. У нее нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями. На автомагистрали не может быть велосипедных дорожек и пешеходных переходов.

Таким образом, на автомагистрали можно передвигаться максимально быстро – перечисленные требования к дороге делают ее совершенно безопасной. В отличии от других автодорог, на автомагистрали не стоит бояться пешеходов или грузовой фуры с боковой дороги. Ограждение, в свою очередь, страхует от встречных автомобилей.

Отрезки дорог класса А1 находятся, в основном, в европейской части Российской Федерации. Преимущественно это участки федеральных трасс, идущих из Москвы во всех направлениях. На данный момент участками дорожного полотна наивысшего качества могут похвастать трассы М2 «Крым», М4 «Дон», М5 «Урал», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М11 «Москва — Санкт-Петербург». Также в список попадает несколько дорог регионального значения – Международное шоссе в Москве, Кольцевая дорога А118 вокруг Санкт-Петербурга, Западный скоростной диаметр культурной столицы, автодороги Р242 Пермь – Екатеринбург и 32К593 Кемерово – Ленинск-Кузнецкий.

Автомагистральных участков с каждым годом становится все больше. Компании Автодор и Росавтодор планомерно строят и реставрируют участки дорожного полотна на территории всей страны. Отдельно хочется отметить, что в большинстве своем такие качественные автодороги бесплатны.

В остальном, трассы федерального значения преимущественно попадают под определение скоростных дорог. В отличии от автомагистрали, они имеют одноуровневые примыкания других дорог, но не чаще 5 км подряд. Скоростные дороги тоже весьма хороши. А если вспомнить про отсутствие штрафов за превышение до 20 километров, то отличий в скорости передвижения и не почувствуешь. Если маршрут пролегает через малонаселенную местность, дорога преодолевается за кратчайший срок.

Разрешенная скорость на автомагистрали

Согласно пункту 16.1 Правил, минимальная скорость на автомагистрали не должна быть ниже 40 км/ч.

Этим исключается использование дороги такими участниками движения, как: домашние животные; пешеходы; мопеды; велосипеды; самоходные машины; тракторы и др.

Это ограничение действует вне зависимости от того, по какой причине невозможно развить скорость более 40 км/ч — по техническим характеристикам или состоянию. Однако, при этом категоричных ограничений на минимальную скорость движения по автомагистрали в нормативных документах не установлено.

Максимальная скорость на автомагистрали зависит от того, где расположена скоростная дорога:

  • если автомагистраль расположена внутри населенного пункта — максимально разрешенная скорость передвижения не превышает 60 км/ч.
  • если автомагистраль расположена вне населенного пункта — максимальная скорость составляет 110 км/ч, что предписано пунктом 10.3


Движение с прицепом допустимо только на скорости не более 90 км/ч. За превышение скорости на водителя будет выписан штраф либо ему придется лишиться своего ВУ. Величина штрафа будет зависеть от того, насколько сильно была превышена скорость.

В то же время, штраф величиной в 1000 рублей будет наложен на водителя того ТС, чьи технические характеристики не предусматривают развития скорости до 40 км/ч и выше, при условии выезда данного средства на скоростную магистраль. Данные ограничения обусловлены требованиями к безопасности движения.

При движении на скорости в 110 км/ч очень трудно заметить медленно движущееся ТС и сориентироваться в ситуации. Все это может стать причиной ДТП.

Разрешенная максимальная скорость на трассе для определенных видов транспорта

ПДД устанавливают скоростной режим для всех видов ТС, в зависимости от их категории.

Для грузовиков

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, делятся на категории в зависимости от их габаритов. От вида грузового автотранспорта зависят верхние границы допустимой скорости движения на отдельных участках дорог общего пользования.

Вид грузового ТС/трасса Автострада (здесь и дальше – км/ч) Дорога вне города Населенный пункт Жилая зона
Категории В 110 90 60 20
Категории С и СЕ 90 70 60

Водители, управляющие грузовым ТС, в кузове которого есть пассажиры, не должны ехать быстрее 60 км/ч даже по автомагистрали.

Для авто с прицепом

Управление автомобиля с прицепом имеет ряд своих особенностей. Стоит понимать, что прицеп – это прежде всего ТС, сильно влияющие на буксирующие его авто. По этой причине на ТС с прицепом распространяются аналогичные скоростные ограничения, что и на грузовики категории С.

Для автобусов

Автобусом является многоместное ТС предназначенное для перевозки пассажиров. На данный вид транспорта распространяются следующие нормы:

Вид транспорта Скоростное шоссе (км/ч) Вне города
Микро- и междугородние автобусы 90 60
Другие автобусы 90 70
ТС, перевозящие группу детей 60 40

Вне зависимости от категории ТС, в пределах жилых зон запрещено ехать быстрее 20км/ч.

Для легковых авто

Легковой автомобиль – самый распространенный вид четырехколесного транспортного средства, который имеет довольно короткий тормозной путь в отличие от габаритных авто. Ввиду чего для него были установлены следующие ограничения:

Трасса Допустимая норма, км/ч
Автострада 110
Загородная 90
Городская 60

Поскольку в жилых зонах наблюдается большое скопление людей, в их пределах стрелка спидометра не должна показывать более 20 км/ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector