Размер штрафа за несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала между автомобилями на дороге: ответственность водителя по ст. 12.15. 1 коап рф

Опасность движения на короткой дистанции

Когда вы движетесь на оптимальной дистанции, у вас есть возможность смотреть на дорогу далеко вперед — она вам видна. В таком случае у вас даже остается безопасная возможность «гулять» по своей полосе, т.е. можно сместить автомобиль на полметра вправо или влево, и таким образом разглядеть дорогу впереди по движению.

На короткой дистанции вы лишаете себя такой возможности, потому что корпус едущего впереди автомобиля будет закрывать обзор дороги. А, ведь, впереди может ехать крупногабаритный автомобиль, и на большой скорости все события происходят очень быстро. Какие могут быть последствия? Ответ — любые.

Например, когда «передний» автомобиль кого-то объезжает (предположим, стоящий посередине полосы автомобиль), то есть большая вероятность не успеть его объехать самому, т.к. на короткой дистанции попросту не хватит времени для маневра. Такой вариант рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье Еще раз о дистанции. Очень хороший пример.

Возможно другое развитие событий в тех же обстоятельствах: вам не хватит места для объезда, потому что соседняя полоса в этот момент будет занята другим автомобилем, а тормозить будет уже поздно. Такие варианты, также на примере дорожных ситуаций, рассмотрены в статьях Препятствие на второй полосе и Неожиданный «сюрприз» на второй полосе.

Водитель «переднего» автомобиля может по разным причинам резко затормозить. Если дистанция до него короткая, то есть вероятность самому не успеть затормозить, и врезаться сзади. В таких ДТП виновным признают того водителя, который ехал сзади — нарушение вышеупомянутого пункта 9.10 ПДД.

В статье Не ожидал, что автомобиль остановится есть пример столкновения, но несмотря на то, что его причина не дистанция, данный пример очень подходит для понимания того, как обычно все происходит. Рекомендую.

Еще одно неудобство движения на короткой дистанции заключается в пред.намерении совершить обгон едущего впереди транспортного средства. Обгон — это маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Его эффективность заключается в том, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе.

Для этого непосредственно перед началом обгона целесообразно начать разгон еще на своей половине проезжей части, а сделать это можно только, если вы движетесь на достаточной для разгона дистанции.

Таким образом, если ваша дистанция короткая, вы не сможете совершить необходимый разгон для того, чтобы обгон прошел быстро и безопасно. Обгон, в конце концов, произойдет, но ведь, ситуация на дороге меняется очень быстро.

В публикации О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор разъясняет суть этого вопроса, и показывает его выполнение на собственном примере.

Будьте внимательны за рулем. И соблюдайте дистанцию.

Способы определения расстояния

Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками. Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:

  • Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
  • Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
  • Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.

Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.

Также нужно учитывать транспорт, который движется сзади. Если вы слишком резко затормозите или совершите непредсказуемый маневр, это может закончиться аварией. Кроме того, на случаи особой наглости, когда в расстояние между вами и едущим впереди пытаются вклиниться, желательно реагировать как можно спокойнее и не пытаться вырваться вперёд.

Одна небольшая ошибка на дороге может привести к тому, что придётся потратить много времени и сил на ремонт своей машины.

Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения. Первый из них – деление скорости движения надвое. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Чтобы определить безопасную дистанцию, достаточно посмотреть на стрелку спидометра.

Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.

Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует еще одна шпаргалка. Это так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.).

Параметр «дистанции» актуален для тех собственников транспортных средств, которые перемещаются по городу вслед за другими автомобилями, по той де траектории движения.

Он помнит, что, тот, кто оказался позади и въехал в бампер соседней машины, будет признан виноватым лицом «без суда и следствия».

Ситуация: В потоке машин каждый отвечает сам за себя. Минимальная дистанция составляет всего лишь 2 метра. Но никто не застрахован, что первая машина в длинном ряду внезапно затормозит из-за неожиданного препятствия (пешехода, велосипедиста, мотоциклиста или неживого предмета).

Что тогда ожидает других, последующих участников движения? Все зависит от «Его Величества случая».

А величина устанавливается индивидуально, в зависимости от текущей обстановки и скорости движения автомобиля.

Учитывается все, как, например:

  • погодные условия;
  • состояние дорожного полотна;
  • время года;
  • стаж владельца машины;
  • скорость реакции индивидуума.

Чтобы избежать столкновений на дорогах, необходимо соблюдать расстояние до соседних транспортных средств. Безопасный промежуток может варьироваться в зависимости от погодных условий и времени суток.

Также обязательно нужно учитывать техническое состояние автомобиля и максимальную разрешенную скорость на конкретном участке дорожного полотна.

Что по этому поводу говорят ПДД? О чем важно знать водителю, чтобы быстро сориентироваться в потоке машин?

Закон не конкретизирует с точностью до метра промежутки, которые должен соблюдать автомобилист. Правилами дорожного движения подразумеваются два основных расстояния: дистанция до едущей впереди машины и боковой интервал. Обе эти величины человек должен определять самостоятельно. Получается, что безопасность участников дорожного движения зависит от глазомера отдельно взятого водителя.

Пункт 9.10 ПДД гласит, что водитель обязан выдерживать дистанцию, которая не позволит произойти столкновению. Норма также обязывает соблюдать оптимальный боковой интервал. При этом закон подразумевает, что правильность расчетов остается на совести водителя. Как же не ошибиться?

Причины нарушения дистанции для оформления наказания

Держаться на безопасном расстоянии от других машин автомобилистам предписывает пункт 9.10 ПДД:

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Но оштрафовать именно за это нарушение не так просто. Ведь измерить на ходу расстояние между автомобилями не удастся. Особенно при интенсивном движении.

Несоблюдение дистанции может означать неоправданно быструю езду, то есть нарушение еще и пункта 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

В этом случае обнаружить и доказать пренебрежение законом проще.

Но чаще штрафуют за несоблюдение дистанции, если из-за этого произошла авария. ДТП расследуется, устанавливаются его причины. Если выяснится, что один из автомобилей двигался недопустимо близко к другому, его водителя могут назвать виновным. А штраф он заплатит в любом случае, даже если признан потерпевшим.

Для наказания за несоблюдение дистанции при ДТП должно присутствовать еще одно условие: все участники происшествия в тот момент находились в движении. Если произошел наезд на стоящий автомобиль, применяется другая статья закона.

Накажут за игнорирование интервала, если водитель не учел:

  • особенности своего транспорта, способные повлиять на быстроту торможения в экстренной ситуации (мощность, габариты, качество резины, массу и др.);
  • дорожные и погодные условия, которые требуют увеличить безопасное расстояние между ТС (плохую видимость, гололед, снегопад);
  • интенсивность движения;
  • наличие или отсутствие груза.

Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву

Эти факторы влияют на длину тормозного пути, то есть могут стать решающими в опасной ситуации. Тяжелый грузовик останавливается медленнее легкового автомобиля. Поэтому величина безопасной дистанции для них разная. И при схожих обстоятельствах ДТП за одно и то же расстояние между участниками водителя грузовика могут оштрафовать, а автомобилиста на «легковушке» счесть законопослушным.

ДТП при несоблюдении дистанции и бокового интервала, в каких случаях выписывается штраф

Неисполнение предписания ПДД распространенный случай на российских дорогах.

Обусловлено это тем, что значительная часть водителей, искренне заблуждается в том, что они контролируют ситуацию во время езды, либо чересчур самонадеянны за рулем, а иногда просто не желают соблюдать правовые нормы ПДД.

Все эти действия практически в 100% случаев приводят к плачевным результатам – ДТП.

Рассматриваемый вид столкновения может произойти только в ходе движения. Управляющий машиной гражданин либо не соблюдает безопасную дистанцию (п. 9.10) либо едет со скоростью превышающей допустимую на этом участке магистрали (п.10.1).

Условия для наложения административного взыскания возникают на основании несоблюдения этих двух пунктов. Выписать штраф можно только после свершившейся аварии, во время движения машины это невозможно зафиксировать.

Выделим основные причины столкновения:

  1. Впереди идущий транспорт резко и неожиданно тормозит.
  2. Запоздалая реакция на резко возникшую ситуацию.
  3. Происходит авария.

Чтобы наложить административное взыскание, необходимо рассмотреть каждый из этих случаев в отдельности. Изучить все субъективные и объективные факторы, ставшие причиной произошедшего. Ведь не всегда в столкновении виноват только едущий сзади транспорт.

Экстренное торможение

Тормозить на дороге разрешено лишь для предотвращения столкновения (п. 10.5). Поэтому если машина резко затормозила, то движущийся сзади водитель обязан оперативно среагировать.

Необходимо учитывать, что даже при резком торможении ТС мгновенно не остановиться, оно прокатится несколько метров по асфальту. Поэтому дистанция сзади едущей машины не мгновенно сократится до нуля. Если же промежуток между автомобилями составляет пять и более метров, то шансы возникновения ДТП минимальны.

В случае, если подобное происшествие произошло и один из участников движения ударил второго из-за резкого торможения первого, то штраф будет наложен на того, кто въехал сзади. При полном соблюдении всех предписаний Правил, подобного развития событий не произошло бы.

Не успел среагировать

Это весьма распространенный случай, происходящий и с опытными, и с начинающими водителями на трассе.

Приведем пример. С второстепенной дороги на главную магистраль въезжает легковая машина, и вклинивается в движущийся ряд транспортных средств, притормаживает, замедляя движение всей колонны. В него после этого действия врезается другой участник движения.

Виновным будет признан владелец второго автомобиля, так он не вычислил безопасную дистанцию. Он должен был проанализировать в соответствии с п. 10.1 ПДД появление в потоке нового субъекта и снизить скорость движения, тем самым увеличив безопасный интервал.

Еще периодически возникают проблемы с реакцией человека, когда он перестраивается в соседний ряд, где скорость может быть выше и следовавшая по соседней полосе автомашина бьет в бок, так как управляющий ею водитель вовремя не среагировал.

При осуществлении перестроения целесообразно учесть безопасный интервал и скорость движения. При наличии видеорегистратора и свидетелей доказать вину водителя, осуществившего маневр не составит труда.

Аварийная ситуация

Нередко на дороге происходят столкновения по рассматриваемой причине.

Если впереди двигавшийся транспорт врезается в препятствие или иное авто, то соответственно он резко останавливается и создает препятствие. Сзади едущая автомашина не всегда успевает, затормозит и врезается в участников ДТП.

Почему это происходит даже при соблюдении безопасного расстояния? Резко ставшее впереди транспортное средство уже не двигается и соответственно тормозящий сзади автомобиль, даже находясь на расстоянии 15-20 метров, не сможет мгновенно остановиться даже с учетом скорости движения 60 км/ч.

В связи с этим и происходит еще одна авария. Вина здесь второго водителя весьма спорна и чаще всего, он соблюдал все требования ПДД, поэтому вероятней всего к ответственности привлечен не будет.

Дистанция между автомобилями в ПДД

ПДД не определяет необходимую дистанцию между автомобилями в метрах

Пункт 9.10 гласит

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Правило двух секунд

На практике инструкторы советуют держать дистанцию по правилу 2 секунд. Для это надо заметить, когда едущий впереди автомобиль поравняется с чем-то неподвижным . Это может быть столб, разметка на дороге. Сосчитайте одна тысяча один, одна тысяча два, и ваш автомобиль должен поравняться с этим ориентиром.

Почему 2 секунды? Время реакции водителя на непредвиденную ситуацию только на то, чтобы понять, что происходит составляет в среднем 1 секунду. И еще секунда у вас остается на то чтобы что- то предпринять. 

Чтобы вы могли прочувствовать, что же такое 2 секунды в реальном выражении внизу приводится табличка зависимости дистанции от скорости.
Сухие цифры метров могут стать наглядней, если вы представите дистанцию в стандартных автомобилях. В последнем столбце двухсекундная дистанция посчитана в самых популярных автомобилях Hyundai Solaris, длина данных автомобилей 4, 4 метра.

Также для ориентировки запомните, что большой городской автобус 12-15 метров в длину, 

а стандартная фура 16 метров.

На скорости 100 км/ час между вами и впереди едущим транспортом должны влезть 12 с лишним Солярисов или 4 с лишним автобуса или 3 с лишним фуры. Тогда у вас будут большие шансы выбраться из неожиданных ситуаций живым и невредимым.

Скорость   движения   автомобиля  км/ч

За  1 секунду  проезжает
 метры

За  2  секунды  проезжает
 метры

Длина в Hyundai Solaris
единицы

60  

16,7

33,4

7,6

80 км/ч

22,2

44,4

10

100

27,8

55,6

12,6

150

41,6

83,2

18,9

Что влияет на время реакции водителя

У женщин, пожилых людей и уставших водителей время реакции больше средней.
Также время реакции увеличивается у всех водителей в плохую погоду и в темное время суток. А значит в таких условиях надо дистанция должна быть больше обычного.

Ролик внизу прекрасно показывает что может пойти не так, когда дистанция до машины впереди не 13 солярисов, а в 2 раза меньше.

Тормозной путь

Только после того как автомобиль проедет на скорости 100 км/ч в среднем 28 метров водитель среагирует на внезапное событие, и приступит к каким-то действиям. Если водитель принял решение тормозить, то начнется тормозной путь. Тормозной путь может быть и 40 и 50 и даже 200 метров, если на асфальте лед.
Внизу несколько таблиц и рисунков которые дадут вам представление о том, сколько может проехать автомобиль после экстренного торможения.

Как контролировать дистанцию

Дистанция впереди зависит только от вас. Если вас обогнали и дистанция не комфортна притормозите и снова восстановите дистанцию

Дистанция сзади, зависит от вас в меньшей степени, но тоже процентов на 80 находится под вашим контролем. Во первых за дистанцией сзади надо наблюдать постоянно и если увидите, что кто-то «сел вам на хвост», примените следующие действия.

1) Пропустите торопыгу — перестроившись в другой ряд, если ряд один, прижмитесь к обочине

2) Если действия из предыдущего пункта невозможны – очень узкая дорога, очень плотный поток, увеличьте дистанцию спереди. Чтобы у вас всегда было пространство для маневра

3) В очень редких случаях можно ускориться — вдруг вы «заснули» в левой полосе и действительно тормозите движение. Если более высокая скорость разрешена и комфортна для вас, добавьте газа. Иногда это может помочь восстановить дистанцию сзади до нормальной.

Однако в подавляющем большинстве случаев торопыга от вас не отстанет и будет держаться также близко только на еще большей скорости. В этом случае сделайте все возможное, чтобы уступить ему дорогу, так как такое поведение указывает на то, что водитель сзади неуравновешен и не думает о своей безопасности и безопасности окружающих. Поэтому лучше избавиться от такого соседства.

Контроль боковой дистанции

Избегайте нахождения в слепых зонах других ТС и следите за тем, чтобы в ваших слепых зонах тоже никого не было. Исключения может составлять только движение в пробке, где это правило соблюсти почти невозможно. В остальных случаях для того, чтобы не попадать в слепые зоны — ускорьтесь , замедлитесь или перестройтесь. Чем больше свободного пространства у вас тем больше у вас времени на маневр в экстренной ситуации и тем соответственно выше ваша безопасность. 
Автомобиль в видео нарушил это правило сам себя загнал в пространство , где никакие маневры кроме торможения невозможны, а так как передняя дистанция также не соответствовала скорости, то двойная ошибка привела к печальному, но закономерному для такого вождения итогу.

Как соблюдать дистанцию

Прежде чем ответить на вопрос, как соблюдать дистанцию, есть смысл сначала понять, для чего необходимо соблюдать дистанцию до «переднего» автомобиля, и какой величины должна быть эта дистанция. Ответ на первый вопрос простой: дистанцию необходимо соблюдать для того, чтобы не столкнуться с автомобилем, который едет впереди.

Другими словами, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, этой дистанции (с учетом скорости движения) должно хватить для безопасной остановки до «переднего» автомобиля или для его безопасного объезда.

Какой величины должна быть дистанция? Поскольку дистанция представляется в виде некоторого расстояния, то ее величина измеряется мерой длины (например, в метрах). Но в процессе движения, когда дорога «бежит» перед глазами, это расстояние (метры) до едущего впереди автомобиля приходится определять на «глазок», что не всегда удобно.

Глазомер у всех людей разный, и справедливо возникают другие вопросы. Безопасная дистанция — это сколько метров? И с какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы выдержать безопасную дистанцию? В случае с «метрами», на эти вопросы ответить проблематично. Но выход есть. Дистанцию целесообразно измерять не в метрах, а в секундах, т.е. временем.

За одну единицу времени автомобиль, движущийся с определенной скоростью, проезжает некоторое расстояние. За одинаковый промежуток времени, увеличивая или уменьшая скорость, автомобиль проедет, соответственно, большее или меньшее расстояние.

Предположим, два автомобиля, под номером 1 и 2 движутся со скоростью 60 км/час на дистанции 5 секунд. 1-й автомобиль — впереди, 2-й, соответственно, позади первого. Дистанция в 5 секунд означает, что с момента начала отсчета, через 5 секунд, 2-й автомобиль окажется в месте, где до этого находился 1-й авто.

Если оба автомобиля одновременно увеличат скорость до 100 км/час, и продолжат движение с этой скоростью, то дистанция между ними останется такой же, что и была до увеличения скорости, т.е. 5 секунд. Но на более высокой скорости оба автомобиля проедут большее расстояние (при неизменной дистанции).

Как определить дистанцию в секундах до едущего впереди автомобиля?

Для этого нужно приметить на дороге какой нибудь ориентир (например, штрих прерывистой разметки, дорожный знак и пр.) и как только «передний» авто поравняется с ориентиром, либо проедет штрих разметки, начать отсчет, равный секундам: и раз, и два, и три, и четыре. И считать до тех пор, пока вы не достигнете примеченного вами ориентира.

Поравнялись с ориентиром и запомнили, сколько получилось насчитать секунд. Получившееся число и будет вашей дистанцией до едущего впереди автомобиля, измеренной в секундах на данной скорости.

Безопасной дистанцией на твердом сухом покрытии дороги (сухой асфальт) считается дистанция в 2-3 секунды. На влажном или скользком дорожном покрытии дистанцию целесообразно увеличивать до 4-6 секунд.

Опытным путем установлено, что за это время водитель успевает сориентироваться, и принять меры для безопасной остановки или маневра. Это, так сказать, средние цифры, расчет был сделан на среднестатистического водителя.

С учетом того, что на высокой скорости автомобиля нагрузка на восприятие водителем дорожной обстановки увеличивается (соответственно, увеличивается время реакции, это доказанный факт), то с увеличением скорости целесообразно увеличивать дистанцию.

На небольшой скорости (например, во время движения в вялотекущей пробке) дистанцию допускается сокращать. Есть смысл держаться на таком расстоянии, чтобы оставалась возможность объехать «передний» автомобиль без отъезда назад, если тот по какой-то причине остановится, и не сможет продолжить движение (например, ДТП).

О том, как поддерживать дистанцию на непредвиденных остановках с возможностью объезда описано в статье Движение в потоке.

От чего зависит допустимый интервал между ТС

Законодательно точные критерии безопасной дистанции для движущегося автотранспорта не регламентированы. То есть конкретных цифр и метража ни в параграфах ПДД, ни в иных правовых актах не зафиксировано.

Автолюбитель самостоятельно определяет оптимальный промежуток между его собственной машиной и теми, что движутся впереди нее и по бокам. Обычно интервал выявляется с учетом таких факторов:

  • качество дороги (ямы, мокрый асфальт, ухабы сыграют в сторону увеличения дистанции);
  • плотность движения (в пробке интервал меньше, тогда как на широкой магистрали промежуток до другого авто должен быть больше);
  • технические характеристики и в целом состояние ТС (для легковых авто допускается снижение дистанции, тогда как для крупногабаритного транспорта таковая увеличивается);
  • изношенность резины – чем больше таковая, тем больше должен быть интервал между автомобилями.

Вдобавок важно обращать внимание на параметры и показатели впереди идущего ТС. Например, от лесовоза, груженого бревнами либо от большой фуры с прицепом рекомендовано держаться на увеличенном расстоянии

Дополнительно стоит упомянуть пункт 10.1 (скорость передвижения), несколько более полно раскрывающий вопрос о дистанции, поскольку скорость ТС имеет к таковой непосредственное отношение. Параграф гласит, что вести машину необходимо, не превышая ограничения, установленные на конкретном отрезке пути.

При этом требуется учитывать:

  1. условия погоды, например, видимость;
  2. особенности автотранспортного средства;
  3. интенсивность движения на магистрали;
  4. свойства дорожного покрытия.

В любом случае скорость должна обеспечить автовладельцу возможность полностью контролировать перемещение своего авто и, если потребуется, суметь грамотно отреагировать и избежать столкновения при экстренном торможении впереди идущего ТС. При необходимости гражданину рекомендуется скинуть скорость либо вовсе остановить машину, однако действовать таким образом, чтобы не усугубить происходящее.

Из сказанного следует, что водитель должен самостоятельно предвидеть, как именно может развиться ситуация на дороге, и на основании наблюдения выбирать подходящую дистанцию в соответствии с каждым из указанных факторов. Первичным здесь должно быть желание минимизировать риск возникновения транспортной аварии.

Автовладельцы обязаны исключить излишнюю плотность движения – не прижимать авто друг к другу (минимальный боковой интервал составляет 50 см), устанавливать допустимую скорость передвижения, просчитывать маневренность, если в этом имеется необходимость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector