Основы безопасности дорожного движения
Содержание:
Разновидности ущерба
Смерть
Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.
Определение смертности в ДТП может быть не однозначно и зависит от различных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии (в некоторых штатах — до года). В Европе системы регистрации и анализа смертности от ДТП также используют 30-дневный период после аварии. В России 30-дневный срок установлен с начала 2009 года (ранее погибшими в ДТП считались лишь лица, скончавшиеся в течение 7-ми суток с момента ДТП).
Среди других факторов, затрудняющих измерение смертности — ошибки и намеренное сокрытие результатов регистрирующими службами (как правило, полицейскими). Например, было установлено, что даже в достаточно благополучной и законопослушной Голландии, в период с 1996 по 2001 г. полиция не сообщила о 7 % смертей в случае аварий.
Травмы
Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП.
Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм ещё сложнее.
Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведённое в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.
Повреждение собственности
Учёт повреждений собственности ещё более неоднозначен, чем в случае травм.
Во многих случаях учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастания стоимости ремонта и т. п.).
Учёт ДТП, не приведших к травмам, затруднён также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия.
Обычно этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчётов страховых компаний.
Организация по управлению дорожной безопасности
Организация дорожной безопасности включает в себя:
- проектирование и строительство дорог таким образом, чтобы они соответствовали стандартам, техническим регламентам;
- своевременный их ремонт, наличие объектов сервиса;
- ограничение или прекращение движения на время восстановления полотна;
- сертификацию ТС и их деталей при изготовлении, обязательную постановку на учет в ГИБДД для осуществления возможности использования;
- регистрацию изменений, внесенных в конструкцию машины;
- контроль со стороны собственников ТС за их исправностью;
- необходимость приобретения полиса ОСАГО;
- обязательный техосмотр ТС;
- запрет на использование автомобиля, мотоцикла, не соответствующих требованиям безопасности, а также не имеющим страховки или пьяным водителем;
- установка дорожных знаков, нанесение линий разметки, организация парковок, информирование участников движения об изменениях в этой части;
- использование единых правил движения, применение для его организации технических средств;
- медицинское обследование для всех категорий водителей, оказание помощи пострадавшим в ДТП;
- реализацию прав участников движения на свободное перемещение по дорогам в соответствии с правилами, получение информации об ограничениях в этом и их причинах, бесплатную медпомощь после ДТП, возмещение понесенного в его результате вреда;
- обучение управлению ТС в соответствии с категорией, необходимости получения подтверждающего это документа, условия выдачи прав;
- перечень причин, по которым ВУ могут отнять, способ вернуть его;
- обучение граждан безопасному поведению на дорогах, создание пособий для этого;
- осуществление контроля безопасности путем проверок деятельности ответственных за нее органов и должностных лиц, в том числе по заявлениям граждан;
- ответственность за нарушение законов в данной области.
Это значит, что дорожно-транспортная безопасность обеспечивается множеством служб и организаций.
Правила дорожной безопасности
Как ездить и ходить по дорогам, чтобы не стать виновником или жертвой аварии, подробно рассказано в ПДД. Они приняты Постановлением правительства №1090 от 23.10.1993 г., не раз редактировались. Документ содержит информацию об:
- обязанностях водителей, пешеходов и пассажиров;
- сигналах светофоров, требованиях дорожных знаков;
- особенностях выполнения разных маневров (обгона, поворота, разворота и др.);
- движении на автомагистралях, железнодорожных переездах, в населенных пунктах, жилых зонах и других территориях, имеющих особенности;
- приоритете одних ТС перед другими в разных условиях;
- использовании внешних световых приборов;
- особенностях буксировки, перевозки пассажиров и грузов;
- требованиях к велосипедистам, пешеходам, управляющим гужевым транспортом;
- особенностях разных категорий дорожных знаков и разметки;
- требованиях к техническому состоянию используемых ТС;
- ответственности за это должностных лиц;
- неисправностях, при наличии которых эксплуатация ТС запрещается.
Правила дорожной безопасности делают обязательным для всех правостороннее движение, устанавливают приоритет дорожного знака над разметкой, временных символов над постоянными. Водителям и пешеходам следует выполнять несколько условий:
- вовремя ремонтировать машину, проходить ТО;
- соблюдать требования знаков, разметки и регулировщика;
- не садиться за руль в плохом самочувствии, нетрезвыми;
- выбирать скоростной режим авто не только в соответствии со знаками, но и дорожными, погодными условиями;
- маневрировать по правилам;
- пользоваться ремнями безопасности, детскими креслами, зеркалами заднего вида;
- быть внимательными.
Разновидности ущерба
Смерть
Наиболее очевидный вид ущерба от ДТП — это гибель людей.
Определение смертности в ДТП может быть не однозначно и зависит от различных критериев. Так, например, в США, в системе анализа смертности от ДТП смертью от ДТП считается смерть участника дорожной аварии в 30-дневный период после аварии (в некоторых штатах — до года). В Европе системы регистрации и анализа смертности от ДТП также используют 30-дневный период после аварии. В России 30-дневный срок установлен с начала 2009 года (ранее погибшими в ДТП считались лишь лица, скончавшиеся в течение 7-ми суток с момента ДТП).
Среди других факторов, затрудняющих измерение смертности — ошибки и намеренное сокрытие результатов регистрирующими службами (как правило, полицейскими). Например, было установлено, что даже в достаточно благополучной и законопослушной Голландии, в период с 1996 по 2001 г. полиция не сообщила о 7 % смертей в случае аварий.
Травмы
Очень сложно установить, сколько людей получили травмы в результате ДТП.
Выше показано, сколько сложностей может быть с определением смертности от ДТП, а определить и измерить количество и степень травм ещё сложнее.
Травмы, не требующие госпитализации, часто не учитываются вовсе, а проведённое в Нидерландах сравнение числа госпитализированных пострадавших по данным полиции и общенациональной регистрации сектора здравоохранения показало, что полицией учитываются только порядка 40 % пострадавших.
Повреждение собственности
Учёт повреждений собственности ещё более неоднозначен, чем в случае травм.
Во многих случаях учитываются только случаи, ущерб от которых превышает некоторую (произвольно установленную) величину, и таким образом, число зарегистрированных случаев ущерба может изменяться во времени из-за экономических причин (например, инфляции, возрастания стоимости ремонта и т. п.).
Учёт ДТП, не приведших к травмам, затруднён также тем, что очень часто водители о таких случаях не сообщают, и не вызывают полицию на место происшествия.
Обычно этот показатель измеряется в денежном выражении, и получается различными оценками, построенными на базе отчётов страховых компаний.
Основные средства
Организация движения невозможна без предметов под названием «средства дорожной безопасности». К ним относятся:
- знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
- светофоры;
- искусственно создаваемые неровности;
- барьерные ограждения;
- сигнальные столбы;
- дорожная разметка;
- надземные и подземные пешеходные переходы;
- приборы для измерения скорости ТС, которые есть у сотрудников ГИБДД;
- алкотестеры;
- электронные табло сменяемой информации;
- жезл регулировщика;
- световозвращающие приспособления для велосипедистов и пешеходов;
- системы видеофиксации правонарушений.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Все приспособления изготавливаются в соответствии со стандартами. На приборы, используемые сотрудниками ГИБДД, должны быть сертификаты.
Дорожные условия и движение автомобиля
Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.
Тормозной путь легкового автомобиля | ||
---|---|---|
на асфальте | на льду | |
30 км/ч | 6 метров | 17 метров |
60 км/ч | 23 метра | 69 метров |
90 км/ч | 52 метра | 156 метров |
Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.
При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.
В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь
Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу
Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.
Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.
Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.
Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.