На какую ось лучше ставить новые шины? что нужно помнить при смене резины?

Схема перестановки колес

На выбор предпочтительной схемы перестановки колес влияет рисунок протектора (шины с направленным рисунком протектора), наличие запаски в багажнике и тип привода автомобиля.

Для заднеприводных машин

Если всё делается в автосервисе, автомобиль целиком вывешивается на подъемнике, и запасное колесо не потребуется. При использовании домкрата понадобится запаска, чтобы удерживать автомобиль в устойчивом положении.

После снятия левого заднего колеса, на его место временно устанавливается запаска. Далее последовательно меняются переднее левое, заднее правое и переднее правое колесо. После окончания работы запасное колесо устанавливается на место — в багажник.

Рис. 3

Для полноприводных машин

Порядок действий для полноприводных машин аналогичный. Но есть и такой вариант – ставить запаску и постепенно изнашивать ее одновременно с четырьмя другими колесами. Он больше подходит для случаев, когда нет возможности купить новый комплект, или когда просто жалко денег.

Рис. 4

Для переднеприводных машин

Здесь покрышки менять местами рекомендуется на выбор одним из двух возможных вариантов:

  • По круговой перекрестной системе.
  • По перекрестной схеме.

Рис. 5

Небольшое дополнение

Если нужно покрышки поменять местами, важно запомнить: монтаж и демонтаж шин необходимо доверять специалистам, имеющим соответствующее оборудование. Данную процедуру выполнять самостоятельно не следует, т.к

высок риск повреждения покрышки и колесного диска.

Порядок действий при замене

Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность. Это подходит для идеальных условий гаража или ремонтной площадки. Если менять колеса придется в чистом поле, то старайтесь найти ровную поверхность, без ям и бугров.

Правило №1. Ставим машину на ручной тормоз. При механической коробке передач, включаем первую передачу. Если «автомат» — переключаем селектор в положение «паркинг».

Правило №2. Подкладываем брусок, кирпич под колесо, которое находится по диагонали от того, которое собираемся менять. Например: если меняем заднее левое, то фиксируем переднее правое. Это нужно делать, чтобы автомобиль на домкрате не покатился вперед или назад. Особенно актуально, если машина стоит на наклонной поверхности.

Отверткой снимаем декоративный колпак. Если такого нет, у вас легкосплавные диски, то этот пункт пропускаем.

Баллонным ключом ослабляем затяжку болтов или гаек, смотря, чем фиксируется колесо. Если не получается «сорвать», допускается ногой надавить на ключ.

Правило №3. Нельзя совершать ударных движений ключом. Есть шанс сорвать резьбу на гайке или болту.

Вынимаем из багажника «запаску». Правило №4. Ложем его под порог автомобиля с той стороны, где собираетесь менять колесо. Это защитит тормозной диск, ступицу от повреждений, в случае, если машина сорвется с домкрата. Она упадет порогом на «запаску», не повредив, выше озвученные элементы ходовой и тормозной системы. Чем больше площадь поверхности, на которую может «сорваться» авто, тем меньше пострадает порог.

Ставим домкрат. Поверхность под ним должна быть ровной и твердой. Правило №5. Устанавливаем под него доску, ширина которой чуть больше, чем его подошва. Если грунт будет рыхлым, то под тяжестью автомобиля, он может «просесть», одной часть зарыться в грунт, машина сорвется с него.

Правило №6. Для установки домкратов, в порогах и кузове авто есть специальные усиленные места, используем их. Это могут быть пятаки, петли, поддомкратники, подпятники. В зависимости от вида домкрата, на машине они будут иметь определенный вид и форму. Обычно их можно найти ближе к колесам.

Если ставить его в другое место, не предусмотренное заводом-изготовителем, есть шанс продавить порог и упустить машину на пол. Это особенно касается для старых автомашин, где процесс коррозии кузова и порогов развит в значительной степени.

Поднимаем автомобиль, до тех пор, пока не будет вывешено необходимое для замены колесо. Проверить достаточность подъема можно отверткой. Ей проводим между шиной и дорогой. Если она свободно проходит, то поднимать автомобиль больше не нужно.

Современные внедорожники славятся своим большим клиренсом. Поэтому классические домкраты не подойдут, не хватить их вылета, для поднятия на достаточную высоту. Для этого берут «бутылочный» домкрат, устанавливают его под рычагом или балкой, ближе к заменяемому колесу.

В этом случае поднимаем авто не за кузов, а непосредственно за подвеску, что не позволит вытянуться пружинам. Подъем будет происходить всей машины в целом.

Откручиваем гайки или болты вывешенного колеса, меняем его на запасное. Надев его на шпильки или направляющие ступицы, «наживляем» его крепежными элементами. Затягивать их нужно в определенной последовательности. Если их четыре – тянем крест на крест, если пять, то через одно.

Подтянув болты, опускаем машину. Проверяем затяжку руками. Усилие на баллонный ключ должно приходиться сверху вниз, чтобы не сорвать резьбу крепежных элементов.

Момента затяжки руками будет достаточно. После 50 километров пробега на поменянных колесах, рекомендуется проверить вручную подтяжку колесных гаек или болтов.

Проверяем давление в шинах. При необходимости накачиваем их.

Как поменять колесо: пошаговая инструкция

Процедуру можно условно разделить на два этапа – подготовительные мероприятия и непосредственно замена. Ознакомимся с особенностями каждого из них.

Этап первый. Подготовительные мероприятия

До того как поменять колесо, вам необходимо провести предварительную подготовку. Она заключается в выполнении нескольких несложных действий.

Вначале заглушите машину (если инцидент случился в дороге), после чего поставьте ее на стояночный тормоз.
Установите аварийный знак, причем сделайте это правильно. Так, если вы остановились на «встречке», то этот знак должен располагаться спереди автомобиля на расстоянии 15-ти метров, а если на своей полосе, то тоже в 15-ти метрах, но уже сзади (в пределах населенных пунктов это расстояние должно составлять 30 метров).
Осмотрите транспортное средство, установите упоры под колеса

Особое внимание уделите креплению того колеса, которое расположено диагонально в отношении поврежденного.
Заранее подготовьте все необходимое оборудование, а также запасное колесо.

После этого приступайте к основной части работы.

Этап второй. Смена колеса на автомобиле

Алгоритм действий во время замены приведен ниже.

  • Проверьте, действительно ли машина стоит на ручнике. Можете дополнительно включить еще и первую передачу в целях перестраховки. Если у вашего авто АКПП, то переведите селектор в положение «паркинга».
  • Далее под те колеса, которые в замене не нуждаются, подложите кусочки кирпичей или же специальные клинья, препятствующие откату. Более того, для этого можно использовать даже обычные поленья, имеющие форму клинков. Их вам предстоит плотно забить под колеса (рекомендуется использовать для этого молоток, благодаря которому клинья удастся подогнать предельно глубоко).
  • После этого ослабьте гайки поврежденного колеса. Если сделаете это еще до того, как поднимете автомобиль с помощью домкрата, то сам процесс будет более легким и простым.
  • Запасное колесо подготовьте заранее, положив ее рядом с транспортным средством. Никогда не прислоняйте ее к кузову, в противном случае оно запросто сможет покатиться, оставляя на нем глубокие царапины.
  • Только после этого поднимите машину при помощи домкрата.
  • Работайте домкратом, пока поврежденное колесо целиком не оторвется от поверхности земли.
  • Подняв машину, открутите до конца гайки, а само колесо полностью снимите.
  • Возьмите новое колесо и установите его на место старого, с предельной аккуратностью зафиксировав посредством гаек. Здесь вы должны быть осторожным и прилагать не очень большие усилия – объясняется это тем, что по причине излишнего усердия в закручивании машину можно легко столкнуть с домкрата. Что же касается финальной затяжки гаек, то ее рекомендуется проводить только после того, как машина снова окажется на земле.
  • Вы практически завершили замену поврежденного колеса. Теперь опустите машину на землю и окончательно затяните гайки (словом, делайте то, что рекомендовалось в предыдущем шаге).
  •  Уберите снятое колесо туда, где оно не будет вам мешать (например, в багажник).
  • Извлеките из-под колес все забитые туда клинья. Используя манометр, проверьте, соответствует ли давление в шине норме, при необходимости несколько его подкачайте.
  • Упакуйте все инструменты и аварийный знак, после чего можете смело продолжать поездку.

Как заменить авторезину при сильном повреждении

Если покрышки вашего автомобиля получили
серьезные повреждения, следуйте основному правилу. Оно гласит, что толщина
протектора на всех колесах должна остаться одинаковой. В случае, когда
восстановление шины противоречит данному правилу, следует сменить пару покрышек
на колесах одной оси, как минимум.

Обычно замена единственной шины наносит ущерб управляемости транспортного средства. Исключением являются лишь новые покрышки или шины с минимальным пробегом. Имея резину без износа протектора можно приобрести одну аналогичную модель и установить вместо поврежденной шины.

Варианты замены покрышек на автомобилях с разным приводом

Если же резина прослужила приличное время, такое
решение не поможет. Толщина протектора на колесах одной оси будет заметно
отличаться, опасно повышая вероятность потери управления.

Не стоит так рисковать, тем более, что заменив
два колеса и выбросив поврежденную шину, вторую можно использовать в качестве
«запаски», или же продать.

Статьи по теме

Срок службы шин: когда их нужно менять и почему

Как правильно поставить колеса: подробная инструкция

Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах

Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья

Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость

Шиномонтажные работы: этапы и стоимость

Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше

Шины Pirelli Cinturato – почему отзывы о них всегда положительные?

Секретки на колесах: критерии выбора и секреты эксплуатации

Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров

Срок годности автомобильных шин: как узнать

Спускает колесо по ободу: как решить проблему

Не крутится колесо: что делать?

Почему «жрет» резину с внутренней стороны: причины проблемы и их решение

Литые колесные диски: выбираем правильно

Главные рекомендации и правила по замене резины

Прежде всего, необходимо знать, что устанавливаемые покрышки должны соответствовать общим размерам и характеристикам, рекомендованным от производителя авто. Могут быть небольшие отличия, но не более 2%.

Общие свойства и размеры указываются в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Если такие не имеются, воспользуйтесь рекомендацией авто дилера.

На следующем этапе надо узнать индекс нагрузки устанавливаемой покрышки, а также скоростные характеристики. Они не должны быть меньше параметров, указанных в инструкции от завода-изготовителя.

Замена шин может быть произведена с большими показателями индекса, но не с меньшими требованиями. Обычно индексы указываются в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Далее следует проанализировать характеристики давления воздуха в покрышках. Показатели должны быть полностью идентичными с заводскими параметрами. В противном случае колесо может подвергнуться серьезной деформации и лопнуть при езде на легковом авто.

В случае, когда автошины чересчур перекачены или, наоборот, имеют меньшее количество воздуха, это негативно отразится на показателях устойчивости транспортного средства и его высоких характеристиках управления. Показатели давления в шинах указываются в инструкции по эксплуатации авто.

Теперь выделим другое важное правило, которым следует воспользоваться начинающим и опытным владельцам авто при установке полного комплекта покрышек: приобретая комплекты автошин, необходимо убедиться в том, что характеристики посадки и вылета диска соответствуют заводским параметрам транспортного средства. Если подобные свойства не соответствуют, то это негативно отразится на управляемости авто и достаточно быстро приведет к деформации автомобильной подвески

Общие характеристики вылета и посадки указываются изготовителем автошин и заводом, где выпускаются транспортные средства

Если подобные свойства не соответствуют, то это негативно отразится на управляемости авто и достаточно быстро приведет к деформации автомобильной подвески. Общие характеристики вылета и посадки указываются изготовителем автошин и заводом, где выпускаются транспортные средства.

Почему покрышки важны?

Самые важные части в вашем автомобиле — это те четыре небольших по площади контактных пятна, которые взаимодействуют с дорогой. Эти несколько квадратных сантиметров резины (приблизительно пятно контакта сопоставимо по площади с ладонью взрослого человека) определяют практически все. Шины передают мощность двигателя, позволяют тормозам выполнять свою работу и определяют, насколько успешно автомобиль будет проходить повороты, независимо от того, въезжает ли он на парковку на небольшой скорости или мчит по трассе на скоростях крепко за 100 км/ч.

При этом на шины ложится огромная нагрузка. Эта черная мягкая круглая деталь представляет собой технологический набор резины определенного компаунда (смеси резины и других входящих в состав компонентов, из которой делаются шины), полимеров, кордов (кабелей, придающих жесткость), которые все слиты воедино в высокоинженерный профиль практически идеальной формы, определенного веса и со множеством рассчитанных, заданных свойств.

Затем этот «бублик» ставят на колесо, накачивают воздухом (иногда другим инертным газом, например азотом), чтобы придать ему форму и жесткость. И только при рекомендуемом для вашего автомобиля давлении в шинах начинается нормальная, безопасная и безаварийная работа покрышек. Производители, стоящие за разработкой вашего автомобиля, шинами и колесами, работали вместе, чтобы получить оптимальное сочетание сцепления, ощущения дороги, качества езды, минимальную шумность и износ шин.

Увы, рассчитывая приобрести новые покрышки, о таких сложных инсинуациях задумывается лишь малое количество автовладельцев. Современный автомобилист (особенно если он молодой) в США — самой автомобилизированной стране мира, да и в России, думает не о качестве, а о больших диаметрах и ширине шины. Такие колеса выглядят круче и могут изменить восприятие обычного автомобиля в мгновение ока. Но то, что больше — не всегда лучше, об этом тюнеры не задумываются.

Например, на кроссоверах Porsche уже достаточно давно предлагают в заводском исполнении, в топовых версиях, ставить 22-дюймовые колеса. Мировой производитель спорткаров идет на поводу тренда?

Скорее нет, чем да. В этом случае использование больших колесных дисков оправданно необходимостью установки огромных тормозных дисков и внушительных суппортов, но не более того — разгоняться, управляться и тормозить автомобиль с большими колесами будет как минимум так же, как и аналогичная машина с более компактными, если по некоторым параметрам не хуже — например, в управляемости. В противном случае на таких гоночных сериях, как DTM, и других туринговых гонках у машин стояли бы огромные диски с очень широкими покрышками, если бы это было оправданно с технической точки зрения. Однако в реалиях размер легкосплавных дисков таков, чтобы в него могли поместиться усиленные тормозные системы. Обычно это 18-19 дюймов.

фото: vestaxray.ru

Легкосплавные диски на Lada WTCC размерностью 18 дюймов с шинами Yokohama

При этом относительно шин можно сделать следующий вывод: площадь опорной поверхности покрышки при увеличении ее ширины увеличивается несильно, поэтому гнаться за широкими шинами не стоит, автомобиль от этого не будет серьезно устойчивей и лучше разгоняться. Когда производитель делает спортивные версии, он подходит к изменениям комплексно, то есть ставя более широкие шины, при этом вносит изменения в подвеску, обвес (для увеличения прижимной силы), изменяет параметры сход-развала, и так вплоть до установки усилителей в кузов для увеличения жесткости последнего.

Все остальные попытки улучшить рулежку только установкой новых колес не приведут к должному эффекту. Да и что греха таить, многие автовладельцы ставят широкие покрышки только ради визуального изменения — внешность автомобиля становится приятнее, вот и все муки выбора.

Впрочем, есть и другая категория автомобилистов. Они, наоборот, умеют считать траты и желают взять комплект шин, максимально подходящий для их автомобиля по техническим параметрам, но задешево. Это также является проигрышным вариантом. Шина, как мы уже сказали выше, — это сложная инженерная конструкция, и дешевые аналоги просто неспособны конкурировать с дорогими оригиналами. В этом случае высокая цена оправданна стократ. От нее зависит ваша безопасность.

Требования к выполнению шиномонтажных работ

На колеса устанавливаются шины, размер которых соответствует рекомендациям для конкретной модели авто.

Индекс нагрузки и скорости шин должен быть не меньше рекомендованных производителем для автомобиля.

При накачке шин контролируют, чтобы давление воздуха в них было не меньше рекомендованного производителем авто. При этом давление воздуха в передних и задних шинах может быть разным. Слишком низкое или высокое давление может ухудшить управляемость, устойчивость авто.

При выполнении шиномонтажа на диск можно устанавливать только шины соответствующего типоразмера. Они должны быть сухими и чистыми, исправными.

При хранении автомобильной резины в условиях отрицательной температуры ее выдерживают не меньше 3 часов в условиях комнатной температуры непосредственно перед выполнением работ по шиномонтажу.

До начала работ с помощью борторасширителя шину осматривают, контролируя отсутствие механических повреждений, трещин, любых других дефектов и с внутренней, и с наружной стороны.

До демонтажа шины воздух из нее выпускается полностью.

Перед установкой обязательно выполняется проверка герметичности камеры. Это можно сделать, используя наполненный водой резервуар.

Обод диска очищают от грязи, ржавчины. Он не должен иметь механические дефекты, выработанные крепежные отверстия, острые кромки и пр. До установки диск проверяют на осевое и торцевое биение.

Во время установки шину располагают так, чтобы вентиль был совмещен с участком, на котором расположена балансировочная метка.

После завершения работ на специальном станке обязательно выполняется балансировка колеса. Желательно, чтобы для этого использовался станок, на котором колесо фиксируется так же, как и на автомобиле. Крепление выполняют через крепежные отверстия на нем, используя для этого специальные переходники.

При установке покрышек на разборные ободы до накачивания контролируют правильность затяжки болтов. Если хотя бы в одном болтовом соединении не хватает гайки, использовать обод нельзя.

Для выполнения шиномонтажа необходимо использовать специализированное оборудование и инструмент. Применение кувалд, самодельных переходников и пр. может не только снизить качество работ, но и привести к повреждению колес.

Что еще следует учитывать при замене шин на автомобиле

Не секрет, что на одно и то же транспортное средство можно установить диски разного диаметра. Помимо этого на одном идентичном ободе можно разместить резину 2-3 разных размеров. Получается, что для каждого конкретного автомобиля существует множество вариантов комбинации шин и дисков. Однако это не значит, что каждое сочетание является взаимозаменяемым исходным размерам колеса. Также нельзя утверждать, что подобная замена положительно скажется на эксплуатации транспортного средства.

К примеру, специальная таблица или калькулятор могут предложить более десятка вариантов взаимозаменяемой резины в соответствии с необходимым диаметром. Но не стоит ориентироваться только на это значение. Внешний диаметр колеса – это важный показатель, но далеко не основной.

Прежде всего диаметр крепления резины должен быть совместим с диаметром ободов. Также колесо не должно быть слишком широким. В противном случае при повороте край покрышки будет цеплять за колесную арку. Вся беда в том, что заметить это можно только во время эксплуатации авто, то есть после установки колес. Именно поэтому на сайтах производителей автомобильных шин никогда не публикуются подобные таблицы и калькуляторы.

В случае, если нет возможности приобрести резину необходимого размера, на помощь приходят взаимозаменяемые варианты. К примеру, заводские шины с параметрами 205/55 R15 – достаточно дорогое удовольствие. Почему бы в этом случае не поискать альтернативу?

Можно подобрать взаимозаменяемые шины подходящего размера. Резина на 10 миллиметров уже (195 мм), с профилем 60 для поддержания одинакового внешнего диаметра колеса и того же диаметра – 15 дюймов, будет стоить гораздо дешевле, а ассортимент неожиданно удивит. На эксплуатации транспортного средства это не сильно отразится. Возможно, чуть увеличится тормозной путь и крены, но это намного лучше, чем свистящие о подкрылки протекторы.

Все дело в посадочных местах

фото: popularmechanics.com

Есть еще один важный нюанс, который обязательно нужно учитывать при покупке новых колес и шин: подходят ли диски к ступице автомобиля?

Здесь самыми важными являются следующие параметры:

  • количество отверстий под шпильки или болты;
  • диаметр центрального отверстия в диске;
  • диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены.

Но проблем может подкинуть и ответная часть диска (при установке ее на ступицу). Дело в том, что почти на всех автомобилях используется специальный выступ, так называемый сердечник (centering hub), центрирующий колесный диск на ступице. Выступающая часть должна ровно сопрячься с соответствующей утопленной частью колесного диска, отцентровав две части перед затягиванием болтов.

Центральное отверстие по диаметру может быть равно или быть несколько больше. Для таких случаев необходима установка специальных проставочных колец, компенсирующих разницу в диаметре, чтобы в итоге отцентровать диск как положено. Однако в случаях, когда разница слишком велика, придется отказаться от покупки нового диска и поискать аналог с необходимыми характеристиками.

Кроме того, диск должен иметь правильный вылет. Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Вылет может быть положительный (самый распространенный вариант), нулевой и отрицательный (когда центральная часть диска углублена в обод).

фото: tire-life.ru

Колесный диск с измененным вылетом — крайне нежелательный вид тюнинга! Неважно, в какую сторону изменить вылет, ближе к ступице или дальше от нее, этот маневр произведет лишь одно — ускоренный выход из строя ступичных подшипников и подвески. Изменится в худшую сторону управляемость машины

Говорить о сложностях подбора дисков и параметров посадочных мест можно долго, например, уточнить, что у разных производителей даже резьба может быть разной, не взаимозаменяемой. Но проще и в ряде случаев надежней подобрать диск через специальные калькуляторы для подбора колес. Один из них есть на сайте «За рулем»

фото: tyres.zr.ru

Если обод шире оригинального диска, как мы уже упоминали выше, края покрышек могут начать цеплять за подкрылок при движении как при поворотах передних колес, так и при срабатывании подвески на неровностях. Но хуже этого то, что изменение геометрических размеров может нарушить геометрию рулевого управления и взвалить дополнительную нагрузку на подшипники колес.

Наш совет для тех, кто все же сомневается в новом приобретении и не желает терять время на работу с калькуляторами, штудирование форумов и изучение опыта других автовладельцев: купите проверенную комбинацию колес и шин, специально разработанную для вашего автомобиля, или позвоните автодилеру вашей марки. Работники автосалона при помощи фирменного программного обеспечения смогут в кратчайшие сроки подобрать вам идеально подходящий вариант новых дисков и шин.

Для остальных, надеемся, мы смогли дать вводные о замене шин и дисков в самых основных понятиях: к чему присматриваться, на что обращать внимание и в каких случаях можно наткнуться при выборе на подводный айсберг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector