Штраф за грязные номера в 2020 году

Штраф за езду с грязными номерами: опыт автолюбителей

  1. «Пока не почистите, все равно никуда не поедете».

    «Если после того как вас остановили за грязные номера, спокойно выйти из авто и начать очищать знаки, вероятность того, что инспектор отпустит вас с миром, решив, что денег от вас не увидит, повысится. Ведь ему будет проще поискать другого «клиента», чем тратить время, разбираясь с вами.

    Да и в любом случае, пока вы не почистите номера, сотрудник ГИБДД не вернет вам документы на машину. А начнете конфликтовать, можете быть отправленными на медицинское освидетельствование или отстранены от управления автомобилем, пока нарушения не устраните. Все зависит от того, насколько далеко зайдет конфликт».

  2. «Штрафовать будут за реальные нарушения».

    «Я считаю, что поднимаемая водителями паника – ерунда. Основанием для штрафа за грязные номера будет являться не пара пятен на знаке, а пятисантиметровый слой грязи, под которым вообще не видно, есть ли номер. А водителей с такими ГРЗ катается очень много. Для себя я не вижу проблемы раз в несколько дней, пока прогреваю машину, протереть фары и номера от грязи. Ну, и считаю, что в целом это полезно будет, проще будет работать по угонам и розыску.

    Проблема наших сограждан в том, что про свои права они знают много и уведомляют о них громко, а вот об обязанностях предпочитают забыть или промолчать».

  3. «Надо сильно постараться, чтобы номера стали нечитаемыми».

    «Лично я номера чищу, особенно нравится, когда машина снегом припорошена или инеем покрыта. На щетку снега наберешь и по фарам с номерами пройдешься – эффект тот же, что и от мытья.

    Нет снега, тогда в машине всегда тряпка есть, для таких случаев в том числе.

    Но даже при плохой погоде и очень грязных дорогах нужно сильно постараться и долго ездить, не протирая номера, чтобы они перестали читаться.

    Хотя встречаются, конечно, такие водители, но у них не только номера грязные, у них и фары под слоем грязи не разглядеть.

    Вот таким штрафы за грязные номера не помешают».

  4. «Не всегда можно отделаться предупреждением».

    «Отец рассказывал, что как-то приехал в город после трассы, его остановил инспектор за нечитаемый номер. Отец предложил почистить, но сотрудник не дал этого сделать, сфотографировал машину и выписал штраф за грязные номера. И не одну машину остановил за то же самое. В общем, славно поработал в снегопад».

  5. «Не надо быковать».

    «Чаще всего сотрудники ГИБДД не выписывают штрафы за грязные номера. Обходятся предупреждением. Но если водители сразу начинают накалять обстановку, вступать в конфликт и вести себя в таком духе, то и сотрудники идут на принцип и штрафуют. Это человеческий фактор, без него никуда».

  6. «Не надо выяснять, кто прав».

    «Если остановили, сразу выхожу из машины и чищу номера. В большинстве случаев на этом ситуация исчерпывается. И времени с нервами меньше тратится, чем на поиск правых и виноватых».

Ответственность за закрытые номера

Управление транспортным средством с закрытым ГЗ является грубым нарушением правил дорожного движения, которое влечет наказание для водителя. На практике имеют место быть несколько различных случаев, когда ГЗ автомобиля становятся невидимыми для участников дорожного движения.

Закрытый номер – «следствие» плохой погоды

Если один из символов или цифр ГЗ стал случайно закрытым, например, из-за прилипшего листка от дерева, то инспектор ДПС может сделать вам предупреждение и потребовать очистить закрытый знак. Если будет выяснено, что листик приклеен водителем «замертво», то есть умышленно с целью освобождения от ответственности, тогда наказания не избежать.

Приклеенный к номеру на скотч кленовый лист. Фото: nashatynda.ru

Закрытым является знак, установленный лицевой стороной к бамперу, хотя он соответствует требованиям ГОСТа. В этом случае «уловка» водителя не останется без внимания, он будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, так как ГЗ также невозможно идентифицировать ни человеком, ни системой автофиксации.

Знак, установленный лицевой стороной к бамперу

Некоторые водители используют скотч, пластилин, изоленту и другие материалы в целях затруднения распознавания ГЗ. Это является грубым нарушением и грозит штрафом или лишением водительских прав.

Так, постановлением Московского городского суда водитель К. был признан виновным по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, так как оборудовал ГЗ своего автомобиля самоклеющейся пленкой, при которой номер определялся только днем, а при вспышке системы автофиксации ночью ГЗ невозможно было распознать.

Наказание по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ предусмотрено для водителя во всех случаях, когда он использует дополнительные средства на знаке, которые препятствуют их постоянной идентификации специальными техническими приборами. Это условие не зависит от погоды, времени дня или ночи, угла обзора и других факторов.

Если ГЗ читаем как инспектором ДПС, так и системой автофиксации, но на машине установлены средства, которые затрудняют его распознавание, то это не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Автоматические шторки-перевертыши

Нередки случаи, когда автомобилисты используют шторки-перевертыши, которые при нажатии на кнопку в салоне машины или на пульт дистанционного управления переворачиваются на 180 градусов, меняя один номер, нанесенный на лицевую сторону ГЗ, на другой знак, надпись или пустую табличку без каких-либо надписей и обозначений.

Так, мировой судья привлек к ответственности гражданку П., которая ехала на машине с знаком, оборудованным шторками автоматического закрывания, одна из которых на момент остановки транспортного средства была открыта, а другая – частично закрыта.

В суде автолюбитель В. пояснила, что при остановке инспектором ДПС и передний, и задний номер машины были открыты, а шторки она вовсе не использовала.

Судья не согласился с доводом П., так как шторки на автомобиле П. находились в исправном состоянии, что не исключало возможность их применения для закрытия ГЗ. Кроме того, водитель П. призналась, что использовала рамку непрозрачного цвета, которая опускалась при поездках по бездорожью для защиты лакокрасочного покрытия.

Следующее видео заставляет подумать о целесообразности установки оборудования, устраняющего возможность идентификации госномера:

Ответственность за закрытые номера на парковке в г. Москва

В г. Москва имеются платные парковки, своевременность оплаты которых проверяют системы «Паркон» и «Паркрайд». Эти устройства считывают номер автомобиля и сверяют его в базе данных на предмет оплаты парковки.

Чтобы не возмещать услуги по стоянке, водители применяют средства для устранения прочтения номера мобильными системами. Грозит ли наказание за скрытый ГЗ в этом случае?

Ответственность по ст. 12.2 КоАП РФ возникает только при движении автомобиля, за стоянку наказания нет. Ранее ст. 8. 14 КоАП г. Москвы содержала положение о штрафе за скрытый номер на парковке. Оно было отменено Верховным судом РФ из-за конкуренции норм регионального и федерального закона.

То есть, в г. Москва нет запрета на оставление машины на парковке без номера или со скрытым ГЗ. В этом случае водитель формально освобожден от оплаты. Но нынче такие авто с очень высокой вероятностью могут быть эвакуированы на спецстоянку со всеми вытекающими. Также может производиться ручной контроль расчета стоянки, поэтому риск наказания имеет место быть.

Фиксация нарушения

Передвижение на машине в дождливое время года неизбежно связано с такой проблемой, как налипшая грязь на государственных номерах транспортного средства. Разумеется, когда автомобилиста останавливает автоинспектор, он не будет составлять документ с формулировкой «грязные номера». Что же пишется в протоколе? В любой ситуации при оформлении документа сотрудник ГИБДД может использовать фразы, указывающие на нарушение определенного пункта правил дорожного движения.

В данном случае сотрудником ГИБДД будет вменен штраф за нечитаемые номера – именно в такой формулировке будет содержаться нарушение, которое выражается в номерах, залепленных грязью.

Нарушение в зависимости от времени дня

Читайте: Штраф за неработающую подсветку номера

Важным моментом при определении читаемости номера будет являться текущее время:

  • При условии, что на момент фиксации нарушения будет светлое время суток, оба номера (спереди и сзади) должны быть читаемы. Под читаемостью в данной ситуации определяется возможность свободно определить все отображенные символы на расстоянии 20 метров;
  • В темное время суток, начало которого определяется временем захода солнца в конкретной местности, основанием для привлечения к ответственности становится невозможность прочитать с расстояния в 20 метров номер машины, прикрепленный сзади.

Отдельными ситуациями, при которых сотрудник автоинспекции имеет право применить штрафные санкции, будут являться:

  • Невозможность фиксирования номера транспортного средства посредством средств видеонаблюдения;
  • Залепленность грязью одной буквы или знака, при этом сам знак может определяться, но исключительно по силуэту;
  • Наличие дополнительных устройств или приспособлений, которые мешают сотруднику автоинспекции распознать номер. Такое нарушение уже может рассматриваться как умышленное, и мера наказания будет вменяться более строгая.

Погодные условия и нечитаемость номеров

В снег и ливень избежать загрязнённости номеров практически невозможно. Как правило, автоинспекторы в плохую погоду более лояльны к автомобилистам, ведущим себя адекватно. Но все-таки не стоит грубить инспектору, надеясь, что «плохая погода всё спишет». Доказать в суде это обстоятельство, конечно можно, но непросто

В большинстве случаев суд не примет во внимание распечатку с метеорологического сайта, и вам придётся подавать запрос метеорологам. А ведь цена вопроса — всего пятьсот рублей и адекватность в общении с автоинспектором

Но вряд ли удастся списать на причуды погоды заляпанные старой грязью номера, если вас остановили летом в солнечный денёк. Если весенняя распутица давно закончилась, а ваш автомобиль выглядит так, будто выполз из болота и год после этого не мылся — претензии ГИБДД, согласитесь, будут вполне обоснованны.

Как избежать штрафов за нечитаемые номера

В этом случае, если номер оказался нечитаемым вследствие погодных критерий (грязюка, снег) и водителя приостановил инспектор ГИБДД целенаправлено управляться ординарными прозаическими правилами и поддерживать обычное общение: практически постоянно дело может окончиться предупреждением (что предвидено в законе) и просьбой почистить номера на месте.

Средства для чистки номера (тряпка, губка, щётка) имеет смысл постоянно возить с собой: даже если инспектор без соответственного повода начинает придираться, номер лучше сходу почистить.

Если сотрудник ГИБДД не успел зафиксировать нечитаемый номер на фото либо видео, то опосля чистки предмет нарушения перестаёт существовать.

А ещё лучше в нехорошую погоду через любые 50-100 км пути останавливаться и очищать номерные знаки. Это, к слову, полезно ещё и исходя из убеждений повторяющегося отдыха водителя.

Почаще же всего придирки к грязному номеру – это ответная реакция инспектора на грубое (заносчивое, презрительное) отношение со стороны водителя. В то же время при обычном общении у представителя власти есть основания быть снисходительным, поэтому что:

  • Во-1-х такое наказание как предупреждение предвидено законодательством,
  • Во-2-х оценка «нечитаемости» – понятие очень личное (у одних «орлиное» зрение, у остальных – не весьма), а экспертиза в таком случае не предусмотрена.

Так что в данной нам ситуации совет обычный: в пререкания с полицейским не вступать и номера почистить сходу.

К слову, если за предшествующий отрезок времени у водителя нет неоплаченных штрафов, то при разговоре с инспектором не излишним будет о этом его известить – ещё один аргумент со стороны водителя в пользу предупреждения, а не штрафа.

Но если, невзирая на адекватное со стороны водителя поведение он усматривает предвзятость со стороны инспектора, тогда кроме чистки не излишним будет сфотографировать очищенный номер и при всем этом лучше, чтоб в кадр попал инспектор и его служебный кар, или стационарный пост.

Конфликтный разговор может не считая предусмотренного частью первой статьи 12.2 штрафа в 500 рублей (если, естественно, нечитаемый из-за загрязнения номер инспектор успел зафиксировать) привести к подозрению представителя ГИБДД, что загрязнение произведено целенаправленно. А это уже 2-ая часть статьи, чреватая лишением водительских прав. В таковой ситуации нужно позаботиться о документальном доказательстве нехороших погодных критерий.

В случае появления спорной ситуации с сотрудниками ГИБДД из-за нечитаемости номеров, можем порекомендовать обратиться за консультацией к опытнейшему автоюристу по телефонам бесплатной жаркой полосы либо через форму оборотной связи на данной нам страничке.

Если же шофер вправду специально употреблял средства, действующие на читаемость номеров (плёнка, сетка, замазывание части номера), и при всем этом управляет каром, то избежать штрафа в 5000 рублей не получится (и это в наилучшем случае, в худшем – лишение прав). Тогда и единственный разумный путь – стремительно его произвести оплату, поэтому что на эту статью КоАП распространяется 50% скидка при резвой (в течение 20 дней с момента вынесения постановления) оплате штрафа.

Условия, при которых номер является нечитаемым

Инспектор ДПС признает ГЗ вашего автомобиля нечитаемым, если не сможет увидеть одну из букв или цифр на нем на расстоянии 20 метров. Это положение зависит от времени суток.

Так, в дневное время должны быть идентифицированы как передние, так и задние номера. В ночное время суток из-за того, что согласно конструкции автомобиля подсвечиваются только задние номера, бдительность инспектора распространяется только на них.

Читаемость на расстоянии 20 метров – обязательное условие, которое не зависит от того, сколько времени на часах в момент передвижения на автомобиле. Вышеуказанные требования относятся не только к двум ГЗ в совокупности (переднему и заднему), но и при невозможности идентификации одного из них.

Кроме того, порой даже за грязный, но читаемый с расстояния 20 м ГЗ инспектор ДПС вправе привлечь вас к ответственности. К таким случаям относятся:

  • Невозможность фиксации номера видео- или фото-аппаратурой в ночное время суток из-за игры света или тени.
  • Распознаваемый благодаря выпуклости ГЗ, заляпанный грязью.

За нечитаемые знаки установлена ответственность по ст. 12.2 КоАП РФ и предусмотрены следующие виды наказаний – предупреждение или штраф в размере 500 руб.

Один из способов определения читаемости номера

Возможность распознавания ГЗ является субъективным критерием, который зависит от человеческого фактора – зрения сотрудника ДПС, его настроения и целей, которые он преследует. Все люди разные, кто-то сможет прочесть грязный знак с 28 метров при потертом номере, а другой не прочтет его с 10 метров.

Я недавно общалась с знакомым сотрудником ГИБДД, который в случае сомнения по поводу читаемости ГЗ использует следующую тактику: он просто останавливает несколько водителей и просит их посмотреть на номер машины на расстоянии 20 метров. На основе данных ответов решается судьба автомобилиста!

Я отношусь к такому методу двояко, но считаю, что ещё не разработано ни одного объективного критерия, который бы позволил точно и с уверенностью определить, какой знак является читаемым. В любом случае, не будет лишним проверить состояние ГЗ вашего автомобиля перед поездкой.

Ответственность за грязные номера

Законом прямо не предусмотрена такая ответственность, ведь это личное дело каждого, когда ему мыть автомобиль. Однако, если грязный знак будет соответствовать условиям, при которых он считается нечитаемым или нестандартным, тогда инспектор ДПС может привлечь вас к ответственности по ст. 12.2 КоАП РФ. Рассмотрим несколько вариантов.

Грязный номер и плохие погодные условия

Если знак стал грязным из-за сырой погоды, обильного мокрого снега, дождя или слякоти на дороге, то, как правило, инспектор ДПС выносит устное или письменное предупреждение, а вы, в свою очередь, при нем очищаете от грязи ГЗ. Не стоит спорить с сотрудником власти или хамить. В противном случае он может выписать вам штраф в сумме 500 руб.


Загрязненный знак из-за плохой погоды. Фото «Петрозаводск говорит» ptzgovorit.ru

Грязный номер при благоприятной погоде

В хорошую погоду нельзя ездить на немытом автомобиле с грязными номерами: здесь уже виден прямой умысел по уклонению от ответственности за нарушение ПДД. Вы не сумеете сослаться на осадки, и другие якобы веские причины также не будут приняты сотрудником ДПС. Выход из ситуации один: составление протокола и штраф 500 руб.


Нечитаемый знак при солнечной погоде. Фото: ruzaregion.ru

Умышленная имитация грязного номера

Некоторые водители умышленно загрязняют ГЗ. Так, при мойке машины они специально оставляют знаки неочищенными или дополнительно подкидывают на них липкую грязь, приклеивают листик, который якобы остался после трудного высвобождения из канавы в лесу и т. п.

Блюститель порядка не останется равнодушным при виде чистенького авто с грязным ГЗ. В таком случае предусмотрено более строгое наказание по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ – штраф 5000 руб. или лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Ответственность за стертые номера

В процессе эксплуатации ГЗ может стать более блеклым, а со временем стереться. Причинами могут быть суровая погода, большой пробег у машины, выдача некачественного дубликата. В такой ситуации вины автомобилиста нет, номер считается нечитаемым, максимум наказания – это штраф 500 руб.

Вы можете подкрасить буквы или цифры ГЗ самостоятельно с помощью черного несмываемого маркера или другой краской, что не запрещено законом, ведь таким образом обеспечивается возможность идентификации вашего автомобиля.

Если вы умышленно стерли с помощью химии, наждачки или др. средств один или несколько символов на ГЗ, чтобы затруднить его прочтение, то такое деяние наказывается по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ – штраф 5000 руб. или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Кроме того, придется изготовить за свой счет дубликат госномера. Это обойдется примерно в 3000 руб.

Как решить проблему стертого номера на машине подробно рассказано в этом видео:

Ужесточение штрафа за нечитаемые номера в 2020

Всерьез в России нечитаемыми номерами и ужесточением штрафов ГИБДД за грязные номера государственные органы занялись с 2010 года. Именно в это время к выписыванию штрафов стали привлекаться автоматические комплексы фиксации нарушений. В отличии от дорожных инспекторов, способных проверить документы водителя, уточнить личность по отпечаткам пальцев и фоторобота, единственным средством идентификации машин в арсенале камер, является сканирование номерных знаков. Если номер чистый, дорожная камера считывает его, сверяет с данными в базе и отправляет штраф по почте. Если номер не читается (грязный), автомобилист уходит от штрафа.

С этого времени борьба с грязными номерами фактически приравнялась к борьбе с систематическими нарушителями ПДД и неплательщиками штрафов.

«Стратегический» штраф ГИБДД за нечитаемые номера с 2008 года повысился в 5 раз со 100 до 500 рублей. В Госдуме и сопряженных с ней государственных органах постоянно возникают идеи увеличения ответственности за нечитаемые номера. Такими темпами ужесточение штрафа за нечитаемые номера к 2020 может составить 200-300%.

В 2020 году на службе ГИБДД все еще не существует специального сертифицированного спецприбора, научно и достоверно определяющего уровень загрязнения (нечитаемости) номерных знаков автомобиля. Оценка степени загрязненности номеров в отличии, к примеру, от тонировки, производится исключительно на глазок.

С опломбированной и стандартизированной техникой настроенной согласно ГОСТу не поспоришь. А если не существует прибора всегда остается поле для некорректных оценок и злоупотребления контролеров. Ситуация может только ухудшиться в связи с повышением штрафов за нечитаемые номера. Сотрудникам ГИБДД будет выгодно выявлять все больше «серьезных» нарушений.

Что понимают под нечитаемым номером

Как в минувшем 2018, так и в текущем 2019 году вопрос нечитаемости госномера регулируется не правилами ПДД или какими-то иными нормативными документами, а непосредственно КоАП, то есть Кодексом об административных правонарушениях страны.

Начнем с самого главного. Гос номер на автомобиле будет считаться нечитаемым, если даже один из символов не удается распознать с расстояния около 20 метров

В светлое время суток учитывается читаемость заднего и переднего знака, в то время как в темное время, то есть ночью, принимается во внимание исключительно читаемость заднего номерного знака. Потому если вас остановил инспектор ночью и предъявляет претензии к грязному переднему номеру, он совершает противоправные действия

Очень важно запомнить это правило. Ведь неопытные водители часто сталкиваются с недобросовестными инспекторами ГИБДД

Это оборачивается чаще всего штрафами и разного рода способами решения проблемы на месте.

Самое обидное здесь то, что человек платит ни за что. По закону он ничего не нарушил, даже если передний номер ночью оказался грязным или нечитаемым. Особенно, когда символы задней таблички считываются без особых проблем.

Нечитаемость может трактоваться в зависимости от различных причин

На них стоит обратить особое внимание

Причины того, что табличка считается нечитаемой, следующие:

  • из-за плохой погоды на машине по естественным причинам номера стали грязными;
  • возникли естественные следы потертостей, связанные с износом;
  • потертости являются результатом преднамеренных действий;
  • таблички имеют механические повреждения;
  • изменения в номер были внесены преднамеренно путем замазывания, дорисовки или закрытия.

Поскольку строгие формальные критерии читаемости и нечитаемости в нормативных документах отсутствуют, вопрос считается довольно субъективным. Ведь все зависит от конкретной ситуации. Порой даже при наличии потертостей символы легко считываются с расстояния не менее 20 метров.

Ваши документики!

Представим, что вы едете на своём авто, и у вас грязный нечитаемый номер. Инспектор разумеется вас останавливает, поскольку имеется нарушение части 1 статьи 12.2 КоАП Российской Федерации. Какой выход здесь можно найти? Как же избежать ответственности?

Сразу как только вас остановил инспектор, не надо ругаться с ним, браниться и прочее в этом роде.

Тут можно пойти двумя путями. Первый пойти на хитрость. Можно незаметно подойти к номерному знаку и вытереть его. Если позволит время, то можно ещё и сфотографировать знак, желательно со стоящим поблизости инспектором или его авто. Если успеете стереть грязь с номерного знака, состава нарушения не будет, и ни один инспектор не сможет предъявить вам обвинение. Второй путь договориться. Но только не о взятке, поскольку штраф окажется дешевле, чем взятка. Договоритесь о том, чтобы вам выписали предупреждение без написания протокола, а не штраф.

Когда на вас начнут давить, говорить, что это серьёзная статья и что если он сейчас составит протокол, то вам могут оштрафовать на 5000 рублей или вообще лишить водительских прав на девяносто дней, не верьте ему. Это возможно, да, но такое наказание предназначено для тех, кто специально пачкает свой номер, чтобы его не могли определить. Но если вы не умышленно запачкали знаки, то никакое лишение прав за нечитаемый номер не подразумевается это уловка с целью получения взятки. В отместку можете записать на телефон этот разговор, а затем предъявить соответствующим органам. Чтобы другим неповадно было. Но даже если протокол составят, и вы обязаны будете заплатить штраф, не печальтесь 500 рублей в наши дни не такие уж большие деньги. Зато будет вам урок, и, скорее всего, вы больше никогда не сядете за руль машины, у которой грязные номерные знаки.

Как доказать свою невиновность в суде. Всё-таки для некоторых людей установление справедливости дело принципиальное. Бывает, что дело о грязном номерном знаке доходит до суда. Подают иск, как правило, владельца автомобилей и в основном чтобы отбить денег за ложное обвинение, клевету и компенсацию за моральный ущерб.

Такое бывает крайне редко, но бывает. В этом случае удобнее всего поручить сбор документов адвокату, но можно самостоятельно заняться делом. Во-первых, потребуются установленные судом факты и доказательства того, что обвинение ложное (фотографии, на которых ваш номерной знак без малейшей помарки), что инспектор ДПС вас оклеветал (хорошо для этой роли подойдут свидетели, если они есть, или запись разговора с телефона или любого другого записывающего гаджета) и что инспектор ДПС вымогал у вас взятку (запись). Если вы подаёте в суд иск за то, что вам незаконно выписали штраф, когда была плохая погода и грязь, и вы из-за этого испачкали номер, то необходимо ещё представить распечатку метеоданных, из «Фобоса» и терпеливо ждать. Это процесс затягивается на долгое время. Как правило, ждать этого запроса придётся довольно долго.

Итак, резюмируя сказанное, отметим, что грязные и нечитаемые номера это разные вещи. Грязный номер это не нарушение, а вот нечитаемый – да. Есть ещё и понятие «скрытого» номера, когда владелец авто хочет специально не показывать свой номер с какой-то целью. Штраф за грязный номер 500 рублей. За скрытый тоже штраф, но уже 5000 рублей или лишение водительских прав сроком на 3 месяца. Отталкиваясь от всего этого, следует подчеркнуть, что нужно хорошо следить за состоянием своего госномера, вытирать его периодически, особенно в пасмурную погоду, дабы не попасться на удочку инспектора ДПС. Хороших и чистых вам дорог!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector