Когда могут взыскать сразу 2 штрафа за одно нарушение?

Содержание:

Что будет, если просто не платить второй штраф?

Может быть и такая ситуация, когда владелец транспортного средства получил два одинаковых письма счастья, подумал, что это какая-то ошибка, и не стал платить. Сейчас, конечно, есть множество способов узнать наличие задолженностей в интернете, например на сайте госавтоинспекции. Также на портале госуслуг можно настроить оповещение о новых постановлениях. Поэтому пропустить тот факт, что есть долг, достаточно сложно. Однако может быть и такое, что скромный водитель предполагал, что инспекторы сами поймут свою ошибку, он за это нарушение уже расплатился.

Тогда долг так и висит, одиноко ожидая, что на него кто-то обратит внимания. Надолго он не зависнет. Проходит год и автовладельцу приходит письмо, где судебный пристав уже совершенно другими последствиями грозится, если задолженность не оплатить. На сайте приставов появляется информация о том, что с должника необходимо в обязательном порядке списать сумму задолженности.

Если долг будет неоплаченным долгое время, он перерастет в арест, который сотрудник ФССП может наложить на банковский счет, например, в Сбербанк. Также могут взыскать долг имуществом, имеющимся у виновника. Приставы обладают и такими полномочиями, что могут отнять у водителя право управлять автомобилем. В худшем случае эта ситуация может перерасти в уголовную ответственность. Так, невыполнение своих обязательств перед государством и накопившаяся сумма задолженностей может быть пересчитана на время, которое нарушитель проведет на государственном обеспечении с лишением свободы.

Позиция Высшего арбитражного суда РФ о повторном привлечении к административной ответственности

Позиция Высшего арбитражного суда РФ о повторной административно ответственности изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 6417/09 по делу N А13-10162/2008.

Данное постановление принято по конкретному делу и не является общей позицией ВАС РФ. Однако на постановление можно и нужно ссылаться в арбитражных судах при возникновении сходных ситуаций.

Президиум Высшего арбитражного суда рассматривал следующую ситуацию.

В отношении юридического лица проведена проверка органами пожарного надзора. 14.09.2007 организация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности. Также выдано предписание об устранении нарушения в срок до 10.10.2008. На устранение нарушений органы пожарного надзора дали около одного года.

Через год проведена внеплановая проверка устранения нарушений правил пожарной безопасности. Нарушения не были устранены и 22.10.2008 вынесено новое постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Встает вопрос. Организация была привлечена два раза за одно и то же административное правонарушение или каждый раз административные правонарушения были разные, каждый раз было самостоятельное административное правонарушение.

Если применять вышеизложенную позицию Верховного суда, то здесь имеются два разных административных правонарушения. Прошел достаточный срок для устранения нарушения. Истек срок исполнения предписания. Вступило в законную силу первое постановление о назначении административного наказания.

Но какую же позицию займут арбитражные суды?

Арбитражный суд субъекта (первая инстанция) решил, что имеет место привлечение к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Апелляционная инстанция решила, что привлечение к ответственности в 2007 году не исключает возможности привлечения к той же административной ответственности в 2008 году. Суд кассационной инстанции поддержал суд субъекта (первая инстанция) в том, что организация привлечена к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Дело поступило в Высший арбитражный суд и было передано в Президиум.

Президиум Высшего арбитражного суда поставил точку и указал, что управлением выявлены два события административного правонарушения – в сентябре 2007 года и октябре 2008 года, поэтому привлечение организации к ответственности за правонарушение, совершенное в октябре 2008 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. В связи с этим норма, содержащаяся в пункте 5 статьи 4.1 КоАП РФ, на которую сослались суды, не может быть применена.

Таким образом, по существу ВАС РФ занял позицию аналогичную позиции Верховного суда.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.10.2009 N 6417/09 по делу N А13-10162/2008 вы можете скачать по этой ссылке (скачать).

Итак, небольшой вывод из всего написанного.

Если прошел достаточный срок для устранения нарушения и нарушение не устранено, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье. Первое постановление о назначении административного наказания должно вступить в силу. Это не будет привлечением к ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Это будут два разных административных правонарушения.

Ждите продолжения и конкретные кейсы.

Звоните по телефону: +7(343)361-55-56
Пишите по электронной почте: mail@gubinalexander.ru

Как сейчас?

На 2018 год на после вынесения постановления со штрафом водителю даётся 10 дней на обжалование. Если последний не оспаривает наказание, то оно вступает в законную силу. Если оспаривает, то срок обжалования продляется до следующего решения суда или руководства ГИБДД, рассматривающего дело.

Далее начинается 60 дней, выделенных на оплату штрафа. Вы обязаны полностью заплатить в этот срок. И по истечении в общей сложности 70 дней (10 дней на обжалование + 60 на оплату), образуется состав нового правонарушения. Здесь нужно понимать, что просрочка оплаты – это тоже отдельное нарушение.

Речь идёт о статье 20.25 КоАП, которая предусматривает, что за просроченный штраф выписывают новый в двойном размере, а в тяжких случаях назначают административный арест до 15 суток.

Дела по 20.25 рассматриваются только в судах, поэтому что конкретно будет назначено, решает судья. Арест только нельзя применять за просроченные штрафы, зафиксированные на камеры автофиксации.

○ Советы юриста: как избежать штрафа.

Современные технологии не дают возможности скрыть прошлые нарушения, а потому первый и самый важный шаг во избежание штрафов по повторным статьям — максимально быстро исполнять законные постановления, если не планируете обжаловать их. В некоторых случаях это еще и деньги экономит, ведь по статье 32.2 КоАП за быструю оплату полагается скидка в 50%.

В 2015 году отменили временные права. Теперь если инспектор принял решение о лишении прав водитель должен сам отвезти их в ГИБДД в течение 3 дней, после чего явиться в суд для рассмотрения дела и принятия окончательного решения. Не пытайтесь сохранить удостоверение незаконными способами, это только усложнит ситуацию. Срок лишения только растянется, так как будет исчисляться с момента сдачи удостоверения, а с ним и отсчет повторности.

Желательно сохранять документы, подтверждающие оплату штрафов, особенно по статьям, предусматривающим повторность. Это поможет в суде, если вы будете оспаривать исчисление сроков.

Когда инспектор составляет протокол, обратите внимание на его содержание. Повторность распространяется только на однородные составы, то есть нельзя говорить о повторном пересечении перекрестка, если вы только пересекли стоп – линию

Внимательно читайте протокол, если вы не согласны с содержанием, поставьте отметку « не согласен» и обоснуйте причины, это пригодится при будущем обжаловании. Если на кону водительское удостоверение не гнушайтесь обратиться к профессионалам. Существуют юристы, специализирующиеся на таких делах, они используют любые недочеты в протоколе и помогут отстоять ваши интересы в суде.

Видео

УМВД об ответственности за повторное нарушение правил. За пять месяцев 2016 года количество ДТП с участием пьяных водителей сократилось на 20%. Об этом смотрите сюжет «Региональной телерадиокомпании СИНВ».

Могут ли ГИБДД выписать 2 штрафа или несколько штрафов за одно нарушение в один день?

Этот вопрос уходит своими корнями в недалёкое, но всё же прошлое. Несколько лет назад в автозаконах была такая мера обеспечения устранения нарушений, как снятие номеров на сутки, чтобы добиться от нарушителя устранения противоправных действий. Например, такое применялось за тонировку. Многие водители со стажем более 5-6 лет помнят эту меру обеспечения.

Сегодня такой меры нет. И, если Вам выписали штраф один раз, то это ещё не значит, что сутки Вы можете кататься тонированными спокойно. Плохая новость заключается в том, что, так как снятия номеров и времени на устранение нарушения на 2020 год нет в принципе, то это значит, что и штрафов в один день может быть выписано 2, 3… хоть 100. Запущенный случай выглядит так: инспектор ДПС останавливает Вашу тонированную машину, штрафует и, как только Вы снова начинаете движение, может оштрафовать Вас второй раз, а затем третий и так далее. Имеет ли он право выписывать 2 и более штрафа?

Выше мы не просто так упоминали о наличии состава для привлечения водителя к ответственности. Дело в том, что нужно понимать, в чём именно заключается нарушение и в каком случае образуется новый состав нарушения.

Так, состав обязательно должен включать сам факт нарушения (объективная сторона), нарушенный пункт ПДД или другого правового акта (объект), человека-нарушителя (субъект) и вину водителя в данном нарушении (субъективная сторона). Без наличия хотя бы одной стороны состава наказание незаконно.

Так и с тонировкой из нашего примера. Нарушение заключается не в тонированных окнах передней полусферы как таковых, а в управлении автомобилем с такими тонированными окнами. Если сотрудник ГИБДД выписал Вам один штраф и пытается выписать второй сразу же, как только Вы тронулись с места, то он действует незаконно. Дело здесь в том, что во второй раз отсутствует субъективная сторона нарушения — вины водителя уже нет, потому что он не мог устранить объект в виде плёнки на месте сразу же, ему нужно как минимум доехать до ближайшего сервиса, где ему эту плёнку удалят.

Аналогично второй штраф сразу же будет незаконен и в случае ксенона, незаконных изменений в конструкцию транспортного средства и других — в основном, длящихся нарушений и таких, которые связаны с установкой оборудования.

А вот в случае, например, с непристёгнутым ремнём безопасности штраф во второй раз будет законен, так как каждое новое начало движения без пристёгнутого ремня образует новый состав нарушения. Вы ведь могли пристегнуться в начале движения независимо от предыдущего штрафа! Также обстоят дела и с таким нарушениями, как превышение скорости, запрещённая остановка и стоянка, обгон и другие разовые нарушения.

Может ли инспектор ДПС выписать несколько квитанций за одно нарушение

В некоторых ситуациях вполне возможно получить два штрафа за фактически одно нарушение. Дело в том, что один проступок может попадать сразу под две статьи административного кодекса.

Среди примеров подобных правонарушений можно выделить следующие ситуации:

  1. Водитель перевозит ребенка, которому еще не исполнилось 7 лет, не пристегнув его в детском автокресле. Нарушаются требования сразу двух положений: статьи 12.6 (перевозка пассажиров с нарушением норм использования ремней безопасности) и части третьей статьи 12.23 (нарушение норм безопасности перевозки детей в автомобиле).
  2. Автомобилист поворачивает на дорогу под знаком «кирпич» и движется по односторонней дороге против общего потока машин. Данное действие противоречит части первой статьи 12.16 (игнорирование предписаний дорожных знаков и разметки) и части третьей статьи 12.16 (движение против принятого на дороге потока).
  3. Намеренная остановка на полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Действие противоречит части четвертой статьи 12.16 и части первой статьи 12.19 (нарушение принятых норм совершения остановки и стоянки).

Список примеров можно продолжить: существует немало интересных случаев, когда действия водителя противоречат сразу нескольким правилам. Однако чаще всего встречаются нарушения, которые попадают только под одну статью.

Стоит представить, что инспектором был задержан водитель на автомобиле с тонированными стеклами при отсутствии прочих нарушений. В этом случае представитель дорожной службы вправе выписать только один штраф. Данное правило зафиксировано в части пятой статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях (никто не может быть осужден дважды за одно и то же деяние).

Стоит заметить, что в административном кодексе используется именно формулировка «дважды». Возникает спорная трактовка данного положения закона. Некоторые эксперты автоюрисдикции сообщают, что данную формулировку можно истолковать так «привлекать к ответственности нельзя дважды, но это не исключает возможности оштрафовать три или четыре раза». Тем не менее эти аргументы остаются лишь рассуждениями.

Мнение о том, что накладывать ответственность повторно запрещено подтверждается также частью второй статьи 4.4 КоАП РФ. Указанное положение регламентирует, что за серьезные нарушения должна применяться одна, но строгая мера воздействия.

КоАП РФ о повторном штрафе

Административный Кодекс РФ (КоАП) в ч. 5 ст. 4.1 поясняет, что ни один гражданин не может нести ответственность за проступок дважды. Опираясь на эту норму, многие водители вывели для себя правило – если за нарушение ПДД выписан штраф, то за очередное допущение подобных действий в тот же день еще одно взыскание не грозит. Следуя такому умозаключению, некоторые автовладельцы считают, что продолжение езды на машине уже после составления протокола и без устранения причины наказания, вполне допустимо. Однако это в корне неверно.

Здесь следует обратить внимание на ч. 4 ст

4.1 КоАП. В ней сказано, что административные санкции не освобождают лицо от выполнения обязанности, за игнорирование которой они были наложены. Получается, что оштрафованный водитель не имеет права продолжать движение на своем авто до того момента, пока не устранит причину назначения взыскания. И если он все-таки это сделает, то его могут наказать снова в тот же день. И это будет законно.

И еще один момент – состав деяния. Штраф можно выписать только за конкретный проступок, совершенный водителем на дороге. При этом автоинспектором должна быть установлена вина автовладельца и статья КоАП, содержащая соответствующую карательную меру. Также сотрудник ГИБДД обязан указать в протоколе фактическое время и место нарушения. От этих данных также зависит правомерность повторного наказания в тот же день.

А вот если инспектор выпишет 2 квитанции, в которых будут указаны одинаковые данные о месте и времени нарушения, то его действия будут неправомерными. Один из этих штрафов будет незаконным.

Как избежать повторного штрафа

Существует ряд ситуаций, при которых взыскания за повторный проступок вполне реально избежать. Речь идет о длящихся нарушениях.

Стандартная ситуация

В этом случае как раз можно говорить о длящемся нарушении. Таком, при котором моментальное устранение причины проступка просто физически невозможно. В частности, чтобы продлить ОСАГО, необходимо доехать до страховой фирмы.

В подобных случаях автоинспектора обычно проставляют в протоколе или постановлении отметку, что на устранение нарушения предоставляется 24 часа. В этот период повторный штраф не грозит. Достаточно будет предъявить протокол сотруднику ГИБДД при очередной остановке.

Может случиться и так, что при первом задержании инспектор не предоставит на исправление проступка сутки. И вот здесь решать вопрос с другим сотрудником придется самостоятельно. Потребуется спокойно объяснить ситуацию, предъявить протокол об уже зафиксированном нарушении. А также сообщить, что именно сейчас водитель следует к месту исправления недочета. Чаще всего сотрудники ГИБДД идут навстречу и не выписывают еще один штраф.

Уважаемый читатель!

В статье представленная базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

  • Москва: +7 (495) 980-97-90 доб 978
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 449-45-96 доб 170
  • Все регионы: 8 (800) 700-99-56 доб 289 (Звонок бесплатный)

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

Также к длящимся нарушениям можно отнести:

  • технические дефекты;
  • незаконные изменения конструкции авто;
  • тонировку, если на месте ее снять затруднительно.

Фактически получается, что при очередном обнаружении нарушения, за который водитель уже был оштрафован в тот же день, многое зависит от мнения автоинспектора. В частности, его взгляда на то, можно ли назвать проступок длящимся. В любом случае рекомендовано решать вопрос мирно и не конфликтовать. Иначе велик шанс снова заработать штраф. 

Когда еще одно взыскание будет законным

В том случае, если один и тот же штраф за сутки выписан за разовое нарушение, избежать его не получится. Потому как причину такого проступка можно не просто устранить на месте, но и вовсе не допускать.

К подобным нарушениям относят:

  • непристегнутые ремни безопасности;
  • несоблюдение скоростного режима;
  • обгон;
  • тонировка, если ее реально снять самостоятельно;
  • непропуск граждан на пешеходном переходе и другие.

Двойной штраф по данным камер наблюдения

Довольно распространенный случай – назначение нескольких штрафов в день за один проступок по результатам камер. Подобное происходит, когда факт нарушения водителем скоростного режима фиксируется одновременно несколькими устройствами, размещенными, например, на разных сторонах дороги.

И вот в этом случае повторное взыскание стоит обжаловать. Письменное заявление составляется на имя начальника ГИБДД. В документе необходимо отметить, что время совершения проступка, указанное в обоих постановлениях, совпадает. Также следует сослаться на ч. 5 ст. 4.1 КоАП.

Обжаловать повторный штраф необходимо в течение 10 суток после получения постановления.

Повторный штраф за одно и то же нарушение ПДД, выписанный в тот же день, считается законным в случае разового проступка. Неограниченное количество раз могут наказать за непристегнутый ремень безопасности, несоблюдение скоростного режима, обгон. Если же недочет не может быть ликвидирован на месте задержания, то по решению инспектора для его устранения предоставляется 24 часа, о чем в протоколе проставляется отметка. В этот период повторный штраф не назначается. А вот при отсутствии дополнительного срока, очередному сотруднику ГИБДД потребуется предъявить предыдущий протокол и пояснить, что меры по устранению предприняты. Однако если он все-таки не пойдет навстречу и выпишет взыскание, то это будет законно.

А вот двойной штраф с камер наблюдения – неправомерен. Такое дублированное взыскание обжалуется через обращение в ГИБДД.

Один и тот же штраф за сутки, законно?

С какого времени начинает течь срок неоднократности за аналогичное правонарушение ПДД?

Согласно статье 4.6 КоАП РФ, срок давности неоднократности правонарушения начинает течь с момента окончания срока лишения прав. Значит, на нашем примере, если водитель в течение года после окончания лишения прав будет повторно уличен в управление автомобилем в состоянии опьянения, к нему будет применена мера ответственности, согласно КоАП РФ за повторное правонарушение — 3 года лишение права управлять автомобиль + 50,000 рублей.

Напомним, что 1.07.2015 года вступает также поправки в Уголовный Кодекс РФ, согласно которым за повторное управление автомобилем (в течение 12 месяцев с момента окончания срока лишения прав за управление автомобилем в состоянии опьянения) , согласно которому суд может наложить штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

«Статья 264.1. УК РФ:


Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей


или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет

с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.».

Приведём еще один пример:

Водитель был остановлен сотрудниками ГИБДД за проезд на красный сигнал светофора, за что был подвергнут административной ответственности в виде штрафа 1000 рублей. (статья 12.12 часть 1 КоАП РФ). С моменты уплата водителем штрафа согласно статье 4.6 КоАП РФ начинает действовать срок давности административного правонарушения, который составляет 1 год или 12 календарных месяцев.

Если водитель в течение года после оплаты штрафа повторно будет привлечен по статье 12.12 части 1 «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика…», то согласно новому законодательству водитель подлежит привлечению к ответственности по части 3 статьи 12.12 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 5000 рублей или лишение права управлять автотранспортным средством, сроком от 4 до 6 месяцев.

Какая мера ответственности будет избрана водителю, повторно проехавшему на красный свет в течение года с момента последнего аналогичного , будет решать суд на основании характеристики водителя и обстоятельств административного дела.

«Примич. авт.: Согласно судебной практике по административным делам, как правило, судебные органы при повторном правонарушении предпочитают лишать водителей водительских прав, ссылаясь на наличие в прошлом нарушений ПДД (несмотря на сроки и их оплату)»


Пишем заявление в ГИБДД

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения – первая инстанция, должностные лица которой имеют право принять решение об аннулировании неправомерно начисленного штрафа.

Правилами оформления обращений в официальные и государственные структуры предусмотрено указание следующей информации:

  • ФИО должностного лица, выступающего получателем заявления;
  • личные данные заявителя, такие как ФИО, адрес и контактный номер телефона;
  • личную подпись;
  • дату составления документа.

В тексте обращения следует подробно изложить проблему, указав номер и дату выписки постановления о нарушении, а также просьбу отменить вынесенное решение.

Согласно закону, рассмотрение заявления может быть проведено при личном присутствии заявителя, так и без него. О своем решении и желании присутствовать или отсутствовать при решении проблемы нужно обязательно написать в документе.

Заявление о неправомерности претензии можно отправить заказным письмом с отметкой о вручении адресату или же принести в управление лично и оставить в канцелярии.

В первом случае для доказательства обращения достаточно иметь на руках ксерокопию прошения и корешок об отправке заказного письма. Во второй ситуации заявление нужно писать в двух экземплярах, один из которых останется в канцелярии ГИБДД, а второй с записью о принятии – у заявителя.

Что прописано в законодательстве

В теории статья 4.1 (п. 5) Кодекса об АП гласит, что административная ответственность за одно и то же правонарушение наступать не может. Однако, что же происходит на практике?

К примеру, автовладельцу утром был выписан штраф за отсутствие страховки, наличие глухой тонировки, нечитаемые номера и проч. Вечером его останавливает инспектор с теми же претензиями – нарушения не были устранены, следует административная ответственность.

«Юридически подкованный» автолюбитель, оперируя упомянутой статьей и демонстрируя протокол с проставленной датой и временем, пытается доказать свою правоту. Однако если владелец авто немедленно едет исправлять недочеты, то инспектор может сменить гнев на милость. При этом его нужно убедить в том, что у хозяина автомобиля возможность сделать это появилась только в данное время, иначе повторный штраф вполне возможен.

Связано это с тем, что штрафуют не за несоответствующее ПДД транспортное средство, а за управление им. Протокол не является охранной грамотой, и составление повторного акта зависит лишь от объективности дорожных инспекторов. Никого же не удивляет кипа штрафов за превышение скорости в один день, но в разное время? Почему бы так же не выписывать постановления за неподобающие наклейки или чрезмерную тонировку на транспортном средстве?

○ Кто и как высчитывает сроки повторных нарушений.

Когда инспектор останавливает водителя и говорит о повторности нарушения, первым возникает вопрос: «Что теперь всю жизнь расплачиваться за прошлый раз?» Конечно, нет! Исходя из процитированного определения ст. 4.8 КоАП становится ясно, что срок начинает течь не с момента вручения вам постановления или составления протокола, а с реального исполнения наказания.

Не зная этого правила многие водители, лишенные прав управления, не сделают свои удостоверения, будучи уверенными, что срок наказания уже истекает. Это не так, и даже если через год вас поймают за такой ездой, признают вину в езде лишенным прав. Главное правило в данном вопросе: чем скорее оплатите, тем быстрее истечет.

Некоторые водители уверены, что инспектор не знает об их прошлых прегрешениях. На самом деле это не так. Современные технологии предоставляют ему доступ к базам данных, которые доподлинно поведают ему всю необходимую информацию. И уж тем более не удастся ничего скрыть от судьи, который будет принимать решение о лишении нарушителя прав.

Конституционный суд разъяснил, как должны исчисляться сроки при повторных нарушениях ПДД

Постановление Конституционного суда РФ от 23.06.2020 N 28-П

Как известно автомобилистам (и не только им, а и другим лицам, подвергавшимся административному наказанию), согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение будет считаться повторным, если оно совершено в течение одного года после вступления в силу постановления о штрафе – статья 4.6 КоАП РФ «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию».

Этот момент также регулирует «Исполнение постановления о наложении административного штрафа». 

Казалось бы, все в документе прописано и законодателем урегулировано, двоякой трактовки быть не может. Но, как показало постановление Конституционного суда РФ от 23.06.2020 N 28-П, не все сроки исчислялись для повторных нарушителей КоАП правильно. Точнее, норма действующего КоАП об исчислении срока, в течение которого гражданин понесет увеличенное наказание, признана КС нарушающей принципы равенства, и вот почему.

фото: Tobias Tullius / unsplash.com 

Как нарушение скоростного режима повлекло отягчение административной ответственности

Здесь очень важно обратить внимание на даты

  • 2 июля 2018 года было совершено административное нарушение – превышение установленной скорости на величину более 40, но не более 60 км/ч. Фиксация нарушения скоростного режима была произведена камерой фото- и видеофиксации;
  • Постановлением должностного лица органа ГИБДД от 6 июля 2018 года гражданка привлечена к ответственности по части 3 статьи 12.9 КоАП;
  • За это правонарушение назначен административный штраф в размере одной тысячи рублей, который был уплачен 13 июля 2018 года со скидкой в 50%;
  • Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 28 августа 2018 года.

Прошло чуть меньше года, и автомобилистка попадает с аналогичным превышением скорости под другую камеру фото- и видеофиксации. Нарушение произошло 8 августа 2019 года. В итоге ГИБДД вынесла штраф в 2 тысячи рублей по части 6 статьи 12.9 КоАП. То есть Госавтоинспекцией был наложен удвоенный штраф.

Как сказано в постановлении Конституционного суда РФ:

Автоледи не согласилась с вынесенным решением и обратилась в суд с жалобой. Мотивировка иска была следующей: переквалифицировать содеянное, исключив признак повторности, поскольку со дня исполнения назначенного административного наказания (оплаты штрафа, которая произведена 13 июля 2018 года) до дня совершения нового административного правонарушения (8 августа 2019 года) прошло более года.

фото: dominik reallife / unsplash.com

В Островском районном суде Костромской области с доводами истицы согласились, переквалифицировав наказание на штраф в размере одной тысячи рублей.

Логика ГИБДД по Костромской области противоречила ей: срок нужно отсчитывать не с момента оплаты, а со дня вступления постановления в силу – 28 августа 2019 года. Решение было обжаловано в областном суде

Именно Костромской областной суд и обратил внимание на то, что действующий КоАП содержит «неопределенность в вопросе об исчислении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, если административный штраф уплачен в половинном размере до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении»

Уточнение Конституционного суда

Постановление КС

В соответствии с вышесказанным КС постановил, что с момента опубликования постановления суда (25 июня 2020 года) срок, с которого будет отсчитываться один год, будет считаться только с момента оплаты штрафа. То есть будет оканчиваться по истечении года со дня уплаты назначенного им административного штрафа.

Отметим, что введенная норма касается всех граждан, получивших административное взыскание, а не только автомобилистов.

Государственная Дума обязана будет внести в статью изменения, а до этого момента штрафы будут применяться по обозначенному судом правилу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector