Железнодорожные путевые знаки: виды, описание, гост, фото

Знак Однопутная железная дорога

Дорожный знак 1.3.1 регламентирует водителям, движущимся на автомобильном транспорте, о приближении к железнодорожной магистрали с одним полотном, есть и многопутные железные дороги.

Установка знака 1.3.1 имеет важное значение для безопасного передвижения по дорогам. Приближаясь к железнодорожному полотну, водитель должен быть предупрежден, о том, что путь свободен

Данное предупреждение реализуется через установку рядом с дорожным знаком 1.3.1 светофора.

Бело-лунный сигнал свидетельствует о свободном проезде, а красный свет о запрещении пересекать ж/д путь. Тем самым обеспечивается безопасность для движения железнодорожного транспорта и автомобилей.

Также, следует отметить, что установка знака 1.3.1 свидетельствует еще и о том, что в месте пересечение дорожной и ж/д магистралей возможна неровность покрытий.

Поэтому водитель обратив внимание на этот знак и разрешающий сигнал светофора сможет сбавить скорость для безопасного проезда в месте пересечения с железной дорогой

Остродефектные и дефектные рельсы, процедура и характер их изъятия

По степени повреждения и поддерживаемому уровню безопасности движения ЖД-транспорта все металлоконструкции делят на две группы.

  1. Имеющие ярковыраженные дефекты – те, эксплуатировать которые уже недопустимо, так как их использование несет прямую угрозу и провоцирует возникновение аварийной ситуации, сход транспорта с колеи, разрушение полотна под нагрузкой от проезжающего поезда и так далее. Эти двутавровые балки разрушаются сразу в разных направлениях: покрываются трещинами при отслаивании подошвы или скалываются на торцах при искривлении головки – список можно продолжать, главное, что момент появления подобных недостатков трудно или невозможно спрогнозировать. Такие профили необходимо немедленно снимать или заменять в срочном порядке, но до установки новых элементов ВСП жестко ограничивать скорость движения по проблемному участку.

  2. Дефектные – уже имеющие некоторые повреждения, но еще не создающие препятствия или угрозы для перемещения транспорта. Это те двутавровые балки, у которых предельно допускаемый износ рельсов еще не наступил, их еще разрешено эксплуатировать. Во второй ситуации замедлять поезда не нужно, исключения составляют лишь особые случаи, но ремонтом и заменой все равно стоит озаботиться, а до этого осуществлять постоянный контроль, чтобы отслеживать все изменения структуры и размеров.

Как понять, в каком состоянии находится элемент ВСП? По ряду достаточно очевидных показателей.

Признаки наличия острых дефектов:

Трещины в головке – продольные, поперечные, наклонные, наружные (видимые глазу) или скрытые (внутренние, выявляемые специальным оборудованием)

Сразу при их обнаружении двутавровая балка признается негодной к дальнейшей эксплуатации, и не важно, какой у них размер (исключение составляют лишь те, что не появляются на поверхности и не доходят до середины металлоконструкции – их допустимо фиксировать накладками).
Выколы на участках перехода в шейку (а также на какой-то из ее сторон) или идущие от торца. Сюда же следует отнести и продольные растрескивания от 30 мм длиной.
Расслоения, бегущие от болтовых отверстий, вне зависимости от их масштабов.
Местный допустимый боковой износ рельсов, но сочетающийся с коррозией кромки подошвы, глубина которой превышает 6, 7, 8 мм для Р-50, -65, -75 соответственно; или с продольными трещинами, включая и усталостные, с выколами.
Поперечный излом любой степени и размеров.

Железнодорожный стрелочный перевод: схема, типы, элементы, неисправности

По своей сути, это конструкция, размещаемая на укороченных шпалах, деревянных или ЖБ (кроме размеров, они по следующим своим параметрам идентичны стандартным опорным основаниям). Ее установка и эксплуатация помогает решать ключевые практические задачи:

  • объединять несколько соседних колей;
  • разветвлять общую линию на 2-3 рядом идущих (и отходящих от соседнего все дальше);
  • стыковать пересекающиеся или параллельные полотна.

С помощью этих узлов ВСП сокращают затраты времени и средств при прокладке транспортной сети, делают ненужными окружные маршруты. Благодаря им локомотивы, вагонетки быстрее приезжают из начала в конец.

И еще пара слов о базовых определениях (остальные, более подробно – в разделе «Терминология»). Часто понятия «стрелка» и «стрелочный перевод» используют как слова-синонимы, и это по-своему правильно, если подразумевать конкретно установленную систему. Но если рассматривать вопрос с точки зрения конструкции, то первая является основным функциональным элементом второго и отвечает за непосредственное переключение.

Знак Многопутная железная дорога

Дорожный знак 1.3.2 служит предупреждением для водителей о том, что он приближается к железнодорожной развязке, имеющей два и более полотна для движения.

Соответственно поезда на пересечении с автомобильными дорогами могут двигаться одновременно в разных направлениях.

Например, может возникнуть ситуация, когда правонарушитель проезжая на закрытый шлагбаум или красный свет светофора может посмотреть лишь в одну сторону и увидеть приближающийся поезд, а опасность может ждать его в противоположной стороне, где поезд уже достиг переезда.

Эти места являются очень опасными для жизни и здоровья, как водителя, так и находящихся с ним пассажиров, не говоря уже о рейсовых автобусах.

Пересечь многопутное полотно намного сложнее чем однопутную железную дорогу. Поэтому водителям не стоит игнорировать предписания знаков и соблюдать их, наравне со всеми.

Вынужденная или аварийная остановка на переезде

При вынужденной остановке водитель обязан:

— немедленно высадить пассажиров;

— предпринять все возможные меры по освобождению железнодорожного переезда.

При невозможности убрать транспорт с переезда водитель должен выполнить следующее:

— по возможности направить двух людей в обе стороны ж/д пути на расстоянии одного километра от железнодорожного переезда, для подачи тревожного сигнала остановки машинисту приближающегося состава. Если можно отправить лишь одного человека, он должен двигаться в ту сторону, где ухудшена видимость, например, поворот. Сигналом остановки для машиниста считаются круговые движения рукой, обязательно — с лоскутом яркой ткани днем и с фонариком или факелом в ночное время;

— находиться возле автомобиля и для привлечения внимания использовать сигнал общей тревоги, состоящий из единственного длинного и трех последовательных коротких звуковых сигналов;

— если в зоне видимости появляется поезд, нужно двигаться навстречу, подавая тревожный сигнал с помощью ткани, фонаря и круговых движений руками.

Тормозной путь железнодорожного состава, в среднем, составляет 800 — 1200 метров, в зависимости от количества вагонов в составе и его скорости.  У скоростных поездов тормозной путь может достичь  3000 метров.

Ответственность за нарушение знака 1.3.1

Ответственность в административном законодательстве регламентируется статьей 12.10 КоАП России.

Случаями нарушения знака 1.3.1 может быть следующее:

  • пересечение водителем автомобиля ж/д полотна вне места переезда;
  • движение через переезд, под красный свет светофора, со звуковым оповещением, либо когда опускается или опущен шлагбаум и если процесс сигнализируется дежурным человеком;
  • недопустимость остановки или стоянки в месте пересечения автомобильной дороги и железнодорожной магистрали

Указанные случаи подпадают по действие части 1 статьи 12.10 Кодекса и наказываются денежным штрафом на сумму 1000 рублей или лишение водительских прав водителя на срок от 3 до 6 месяцев.

По части второй ст. 12.10 Кодекса предусматриваются санкции за невыполнение предписаний о проезде через ж/д путь в виде штрафа в одну тысячу рублей. Но при этом нет четкости в указании законодателем по поводу правил переезда, помимо прописанных в первой части.

И по ч. 3 ст. 12.10 КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение знака 1.3.1 в виде лишения прав на год, при совершении правонарушения водителем транспортного средства повторно по части первой статьи 12.10 Кодекса в течение одного года.

Правила установки дорожного знака 1.3.1

Установка любого дорожного знака осуществляется на основании требований ГОСТ Р 52290-2004. Вне зависимости от того, кто является собственником дороги, должно быть исполнено правило установки дорожного знака 1.3.1 в соответствии с утвержденными стандартами.

Размещение знака 1.3.1 происходит перед всеми без исключения железнодорожными путями, не имеющими шлагбаума.

Рядом со знаком находится светофор соответствующего типа. Если светофор отсутствует, то знак должен находиться в промежутке от 6 до 10 метров от самого ближнего рельса.

Непосредственная установка знака монтируется не на проезжей части, а на обочине или с краю дороги. Высота знака от дорожного покрытия должна быть не меньше полутора метров и не больше двух метров.

Комментарий эксперта
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Указанные правила монтажа дорожных обозначений может решить спорный вопрос в результате ДТП, так как размещение знака не по ГОСТу будет весомым доказательством на суде или в процессе административного обжалования.

Документы и регламенты

Они регулируют ЖД-сферу в целом и актуальны по всей территории РФ, в том числе и в западных, восточных, северных, южных регионах, а также в Санкт-Петербурге и Москве.Согласно им, любое российское промышленное предприятие, эксплуатирующее железнодорожные пути необщего пользования в процессе своей деятельности, с 2012 года обязано ориентироваться на ПТЭ РФ. Конкретно – руководствоваться приложением №7 и содержащейся в нем Инструкцией. Она систематизирует совокупность визуальных и звуковых сигналов, определяющих действия сотрудников ЖД-участка, а также описывает те приборы, которые подают данные сообщения.Все параметры знаков – размеры, форма, надписи на них, шрифт букв и цифр – устанавливает ГОСТ 8442-65, на его положения и нужно ориентироваться.

Железнодорожные переезды в разных странах

Знак железнодорожного переезда

Бельгия

Бельгия обладает очень густой сетью железных и автомобильных дорог. Естественным следствием этого факта является наличие большого количества железнодорожных переездов. По состоянию на март 2005 года в стране было 1802 публичных переезда (то есть переезда на пересечении железных дорог с автодорогами общего пользования), а также некоторое количество частных переездов. В соответствии с принятым в 1977 году законом, железнодорожные переезды в Бельгии делятся на пять категорий (данные по количеству переездов — по состоянию на март 2005):

  • Первая категория. Переезды имеют шлагбаумы, перекрывающие всю ширину проезжей части (два шлагбаума во всю ширину дороги или четыре шлагбаума в полширины дороги) и светофоры. Во время опускания шлагбаума работает звуковой сигнал. В то время, когда переезд открыт для автомобилей, мигает лунно-белый фонарь светофора. Так как существует опасность «запирания» автомобиля шлагбаумами на переезде, такие переезды либо оборудованы устройствами автоматической детекции, либо находятся под наблюдением дежурного по переезду. Во всей Бельгии имеется всего 17 переездов первой категории.
  • Вторая категория. Переезды оборудованы двумя шлагбаумами в полширины дороги и светофорами. Во время опускания шлагбаума действует звуковой сигнал. В то время, когда переезд открыт для автомобилей, мигает лунно-белый фонарь светофора. Если того требуют особенности конкретного переезда, на нём могут быть установлены дополнительные короткие шлагбаумы для велосипедных дорожек и тротуаров. Переезды этой категории — самые распространённые в Бельгии. В 2005 году в стране было 1308 таких переездов.
  • Третья категория. Переезды не имеют шлагбаумов. Светофор имеет только два запрещающих красных фонаря. Переезд является открытым для уличного движения, если светофор и звуковой сигнал не действуют. В 2005 году в Бельгии было 305 переездов третьей категории.
  • Четвёртая категория. Переезды не имеют шлагбаумов и светофоров. Устанавливается только знак в виде красно-белого креста.
  • Пятая категория. Непосредственно около пересечения с железной дорогой нет никакого оборудования, даже красно-белого креста.

В 2005 году в Бельгии было 169 переездов четвёртой и пятой категорий.

На расстоянии 150 метров от переездов всех категорий в Бельгии устанавливаются предупреждающие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — перед переездами первой и второй категорий, и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» — на переездах третьей, четвёртой и пятой категории.

Знак, устанавливаемый непосредственно перед переездами всех категорий, кроме пятой, имеет форму равноконечного креста с перекладинами, расположенными под углом 90° друг к другу. На переездах с двух- и многопутными железными дорогами над крестом устанавливается V-образный знак.

На светофорах переездов первой и второй категорий разрешающий белый фонарь расположен под воображаемой линией, соединяющей два запрещающих красных фонаря.

Посередине шлагбаума укрепляется знак «Движение запрещено» (белый круг с красной окантовкой).

Все переезды Бельгии действуют автоматически (за исключением немногочисленных ручных переездов, сохранившихся на исторических железных дорогах). В случае нештатных ситуаций подаётся аварийный сигнал (так называемая «большая тревога», нидерл. groot alarm) на диспетчерский пункт, заведующий соответствующим переездом. К нештатным ситуациям относятся следующие: шлагбаум не опускается в течение 32 секунд после того, как была подана команда на закрытие, переезд остаётся закрыт дольше десяти минут. В случае «большой тревоги» к переезду незамедлительно отправляется служащий, и всё движение на данном участке железной дороги останавливается (на всех железнодорожных светофорах загорается красный сигнал). Машинист поезда, который уже находится на данном участке, может продолжать движение со скоростью не более 5 км/ч и постоянно подавая звуковой сигнал.

В 1999 году Бельгийские железные дороги приняли принципиальное решение о сокращении числа железнодорожных переездов с целью уменьшения числа несчастных случаев. В соответствии с этим планом, переезды четвёртой категории должны быть ликвидированы на всех железных дорогах с регулярным движением. Количество переездов третьей категории должно уменьшиться. Сохраняющиеся переезды должны быть оборудованы новыми системами безопасности.

Источники к разделу

Железнодорожный переезд во Франции близ Тура, 2017 год

  • Het aantal overwegen vermindert stap voor stap // газета De Metro, 23 марта 2005
  • Groot alarm bij overwegen // газета De Metro, 23 апреля 2005
  • Welke overwegen bestaan er? // газета De Metro, 8 марта 2005

Разновидности

В практической деятельности выделяют две разновидности железнодорожных переездов.

К ним отнесены:

  1. Такой, который регулируется. Согласно правилам такой вид оснащается светофором и шлагбаумом. Для контроля за их работой устанавливается дежурный. Относительно движения – такие переезды более безопасны для человека, если рассматривать с точки зрения наличия сигналов предупреждения. Однако, на таких переездах зачастую случаются происшествия.
  2. Переезд не регулируется. Дорожный знак железнодорожный переезд как картинку можно встретить в сёлах. Их считают менее опасными, так как автодорога проходит через рельсы здесь реже. К тому же, по такой дороге передвигается чаще товарный состав, который не обладает высокой скоростью.

Если поезд на быстрой скорости сталкивается с легковым автомобильным транспортом – жертв в легковушке избежать не удастся. Это может быть женщина или мужчина. Однако, это не говорит о том, что нерегулируемый переезд можно оставить без внимания автомобилиста. Подразумевается, что человек должен переезжать такое место с особой бдительностью. Это в основном касается ночного времени суток.

ЗНАКИ ПУТЕВЫЕ

Знак
километровый

Черт.
1

(Измененная
редакция, Изм. № 1).

Знак
устанавливается для последовательного отсчета километров от Москвы на
магистральных направлениях железных дорог, определяемых МПС.

Порядковые
номера километров должны быть изображены на обеих сторонах таблички. С одной
стороны наносится номер окончившегося перед знаком километра, с другой — номер
начинающегося за знаком километра.

Табличка
должна крепиться на вершине столба.

Черт.
2

Знак
устанавливается для последовательного отсчета километров от начала железной
дороги или ее линии, подъездного пути на остальных участках железных дорог и
подъездных путях.

Знак
пикетный

Черт.
3

Порядковые
номера пикетов должны быть изображены на двух противоположных сторонах столба,
перпендикулярных оси пути. С одной стороны столба наносится номер окончившегося
перед знаком пикета, с противоположной — номер начинающегося за знаком пикета.

Знак
уклоноуказательный

Черт.
4

На
табличке первая цифра должна указывать величину подъема или спуска на следующем
за знаком участке пути; цифры после тире — величину протяженности пути с данным
профилем.

Таблички
должны быть установлены перпендикулярно оси пути.

Табличка,
расположенная перпендикулярно оси столба, должна указывать площадку; с уклоном от
столба вверх — подъем, с уклоном от столба вниз — спуск.

Ответственность за нарушение знака 1.3.2

За несоблюдение предписаний знака 1.3.2 наступает административная ответственность по статье 12.10 КоАП РФ, состоящая из трех частей.

В первой части описываются конкретные нарушения водителем, а именно, движение под закрывающийся или закрытый шлагбаум, сигнализирующий звуковой и визуальный запрет для движения автомобилей, либо объезд вне места переезда.

Также водитель не может оставлять свой автомобиль на переезде, вплоть до кратковременной остановки. Зачастую из-за неопытности водителей машина глохнет прямо на ж/д переезде.

Санкция предполагает тысячный штраф или возможность лишения прав от трех до шести месяцев.

Вторая часть статьи, предписывает водителю не нарушать режима проезда через ж/д магистраль, кроме случаев, описанных в первой части и налагает штраф 1000 рублей.

И третья часть предполагает ответственность за нарушение знака 1.3.2 в тех случаях, когда водитель повторно в этом же году привлекается за правонарушение по части 1 статьи 12.10.

Стоит также помнить водителю, что в местах установки знаков 1.3.2 устанавливаются камеры фото и видео фиксации. Поэтому избежать наказания не получится.

ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

Железные дороги

В условных
знаках
1963 г.

В условных
знаках
1959 г.

Трехпутные
железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги

Двухпутные
железные дороги станции

Однопутные железные дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты
на ширококолейных железных дорогах

Расположение главного здания станции: 1) сбоку путей; 2) между путями;
3) расположение неизвестно

Электрифицированные железные дороги: 1) трехпутные: 2) двухпутные; 3)
однопутные; 4) блокпосты

Путевые посты, погрузочно-разгрузочные  площадки, тупики и подъездные
пути

1) Насыпи; 2) выемки (4—высота или глубина в метрах); 3) участки с
большими уклонами—более 0,020 (только в горных районах)

В условных
знаках
1963 г.

В условных
знаках
1959 г.

Строящиеся
ширококолейные железные дороги

Полотно разобранных железных дорог

Узкоколейные железные дороги и станции на них, трамвайные линии

Строящиеся узкоколейные железные дороги

1) Станции
метрополитена, 2) выходы линий метрополитена на поверхность

Депо, вокзалы, станционные пути, выражающиеся в масштабе карты,
переходные мостики

1)
Трубы;
2)
эстакады

Подвесные
дороги

Шоссейные и
грунтовые дороги

Автострады: 8—ширина одной полосы в метрах, 2—количество полос, Ц—материал
покрытия (Ц—це-ментобетон, А—асфальтобетон); насыпи (4—высота насыпи в
метрах)

Усовершенствованные шоссе: 8—ширина покрытой части; 10—ширина всей
дороги от канавы до канавы в метрах, А—материал покрытия
(А—асфальтобетон, Ц—цементобетон, Бр—брусчатка, Кл— клинкер), выемки
(5—глубина выемки в метрах)

Шоссе: 5—ширина покрытой части) 8—ширина всей дороги от канавы
до канавы в метрах; Б—материал покрытия (Б—булыжник, Г—гравий, К —
камень колотый, Шл—шлак, Щ—щебень); обсадки

1) Легкие придорожные сооружения (павильоны, навесы); 2) съезды; 3)
участки дорог с малым радиусом поворота (менее 25 м)

Улучшенные грунтовые дороги (8—ширина проезжей части в метрах) и
трудно проезжие участки дорог

Строящиеся дороги: 1) автострады; 2) усовершенствованные шоссе; 3)
шоссе, 4) улучшенные грунтовые дороги

1) Мосты через незначительные препятствия’

2) участки дорог с большими уклонами (8% и более),

3)
номера автомобильных дорог

Перевалы, отметки их высот и время действия

Примечание: Условные знаки, отмеченные буквой
„а»; применялись до 1963 г.

Грунтовые дороги и трудно проезжие участки дорог

Полевые и лесные дороги

Караванные пути и вьючные тропы

Пешеходные тропы и пешеходные мосты

Зимние дороги

Дороги с деревянным покрытием

Фашинные участки дорог, гати и гребли

Каменные, кирпичные стены и металлические ограды вдоль дорог

Лотки для спуска леса

Участки троп на искусственных карнизах—овринги (в числителе—наименьшая
ширина, в знаменателе— длина карниза в метрах)

Граница смены материала покрытия на шоссейных дорогах

Километровые знаки, подписи числа километров

Путепроводы
над железной дорогой: К—каменный (материал постройки), в
числителе-длина и ширина проезжей части в метрах, в
знаменателе-грузоподъемность в тоннах

Путепроводы
над шоссейной дорогой (пр.—проезд под путепроводом: 5—высота, 9—ширина
проезда в метрах)

Переезды на одном уровне

Туннели (в
числителе—высота и ширина, в знаменателе—длина в метрах)

Акведуки

Мосты
двухъярусные: 1) шоссе под’ железной дорогой; 2) шоссе над железной
дорогой

Навигатор Megellan Triton 400

Карта Ейского района. Сотни хуторов.

Карта Ставропольской губернии, составленная Никифораки

Карта РККА, 1км, квадрат L37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector