Что будет если не остановился по требованию инспектора

Где могут останавливать машину сотрудники ГИБДД?

Согласно новому Приказу, инспекторы ГИБДД (как и любые сотрудники полиции) сейчас могут останавливать автомобили вне стационарных постов, или, проще говоря, где угодно.

Отличие Приказов заключается в том, что исключена проверка документов без причины на стационарных постах и, таким образом, введён единый список оснований для такой проверки (п. 106 регламента).

Основания для проверки документов

  1. наличие признаков нарушения ПДД,
  2. ориентировка о причастности водителя или машины к ДТП,
  3. проведение разного рода мероприятий (спецмероприятий) по безопасности дорожного движения (например, «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные).

Только имейте в виду, что это основания для проверки документов. А вот основания для остановки автомобиля перечислены отдельными пунктами (в п. 84 регламента).

Основания для остановки машины

  1. признаки нарушения ПДД (в том числе установленные визуально),
  2. ориентировки на водителя или автомобиль,
  3. необходимость опроса водителя и/или пассажиров о ДТП, если они являлись его очевидцами,
  4. необходимость привлечения в качестве понятого водителя и/или пассажиров,
  5. необходимость использования машины,
  6. для регулировочных действий (если требуется остановить все автомобили),
  7. для обеспечения проезда организованной колонны со спецсигналами,
  8. если это необходимо для проезда автомобиля скорой помощи и других оперслужб,
  9. необходимость помощи другим лицам,
  10. проведение разного рода мероприятий (спецмероприятий) по безопасности дорожного движения (например, «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные),
  11. если автомобиль неисправен и при этом создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
  12. проверка документов.

Как видим, убран пункт о проверке документов на стационарных постах, а последним пунктом идёт основание без указания на такие посты. Таким образом, инспектор ДПС может останавливать автомобиль для проверки документов где угодно. Но только если у него есть основания для такой проверки (а не для остановки), перечисленные выше.

Разница между Приказом №644 и №185 заключается в том, что ранее были перечислены основания именно для остановки, что было не совсем корректно.

А вот по первому пункту оснований — признаки нарушения водителем ПДД — основанием тех или иных подозрений инспектора могут быть ориентировки, данные свидетелей, дежурного полиции и тому подобного. То есть если сотруднику, дежурящему на дороге, поступила ориентировка (а она может быть и устной), что некий синего цвета автомобиль совершил правонарушение, то он имеет право остановить похожий на него Ваш автомобиль.

Спецмероприятия — это также основание для остановки вне стационарного поста. Речь идёт о таких мероприятиях (Вы наверняка слышали о них), как «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ,

Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Также водитель имеет право не отдавать водительские права без решения суда, даже если ему грозит лишение права управления ТС по причине опьянения или пересечения двойной сплошной (на основании ). Пока решения суда не будет, водитель может продолжать пользоваться правами. Но когда решение суда уже вступило в законную силу, водитель должен передать права в течение 3 дней, иначе сроки действия лишения прав будут приостановлены.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

Какие меры административной ответственности предусмотрены для пьяных водителей в 2020 году

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может  обжаловать принятое решение.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Еще одним основанием для проверки может стать проверка документов или права на перевозку определенных грузов. Сотрудник может проверить документы не только у водителя, но и у сопровождающих его лиц.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Для обжалования постановления сотрудника ГИБДД необходимо обращение к вышестоящему органу ГАИ или в судебные инстанции. В первом случае существует намного меньшая вероятность отстоять свои права при факте невиновности. В этой ситуации учитываются общие интересы ведомства. Водителю будет трудно доказать, что он не хотел сбегать от ДПС. В суде доказать невиновность будет легче по причине беспристрастности судьи.

Однако, в любом случае, необходимо аргументировать свои действия и слова. В качестве доказательства можно прибегнуть к пояснениям:

  • сотрудника ГИБДД, находящегося рядом с проезжей частью, не было видно из-за другого транспорта (стоящего или едущего);
  • ввиду плотности потока, показалось, что требование было обращено к другому автомобилисту;
  • жесты инспекторы не были выразительными: не было ясно, что требует инспектор;
  • в темное время суток форма или жезл инспекторы не были видны из-за отсутствия светоотражающих элементов.

Доказать существенные замечания можно при помощи свидетелей или предоставления записи с видеорегистратора.

Не остановился по требованию инспектора ДПС – что за это будет?

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2020 год, есть в ПДД соответствующий пункт – 2.4:

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик – это любой сотрудник полиции – это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос – имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС – обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Итак, мы выяснили, что останавливать нас имеет право любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС, который и является полицейским. А вот что будет, если не остановиться по требованию инспектора ДПС? И здесь тоже всё просто: есть два варианта сиюминутного развития событий: либо будет погоня, либо таковой не будет. И первый вариант развития сюжета очень опасен – если у инспектора есть ориентировка на угнанный автомобиль, похожий на Ваш или любая другая ориентировка, то он имеет полное право применять специальные технические средства. Да-да, стрелять, по колёсам, а может и не по колёсам, а может и не попасть по колёсам, а попортить лако-красочное покрытие. При поимке в погоне возможных вариантов становится больше: вообще специальная норма наказания предусматривает совсем нестрогое наказание за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД – статья 12.25, часть 2:

Но “по беспределу” может быть что угодно: от притянутой статьи 19.3, части первой, которая за неповиновение законному требованию сотруднику полиции предусматривает как максимальное наказание арест до 15 суток. Но на самом деле статья 19.3 неприменима по той простой причине, что вышеупомянутая 12.25 является более частной, а две статьи за одно нарушение применять нельзя (статья 4.1, часть 5 КоАП). Более того, можно получить за попытку скрыться и по почкам, но это уже совсем другая история, которую нельзя не иметь в виду, предпринимая попытку не остановиться по требованию ИДПС.

В том же случае, если сотрудники ДПС за Вами не погнались, риск быть наказанным за неостановку по требованию полиции вообще становится минимальным. Но скорее всего Вас остановят на ближайшем посту или просто ближайший увидевший Вас экипаж ДПС, и с каждым разом риск погони только увеличивается.

Ну, допустим, Вы не остановились по требованию инспектора и благополучно доехали до дома. В этом случае, скорее всего, остаётся только риск применения статьи 12.25 с штрафом 500-800 рублей. Вам на почту придёт предложение явиться в отделение ГИБДД для рассмотрения допущенного Вами нарушения. Реагировать на это предложение или нет – дело добровольное. В случае неявки дело рассмотрят без Вас и вынесут соответствующее постановление, которое также вышлют заказным письмом по почте по месту регистрации.

Но Вы можете ещё и оспорить такое постановление за неостановку по требованию полиции или явиться на разбор в отделение ГИБДД для оспаривания. Дело в том, что есть ещё и регламент, предназначенный для полицейского, который обязывает его соблюдать определённые правила – это Административный регламент МВД, вводимый Приказом №185, в частности, пункт 22 (актуально на 2020 год:

Таким образом, если Вы докажете (увы, но презумпция невиновности у нас работает довольно странным образом, поэтому доказывать невиновность здесь приходится водителю), что сигнал сотрудника ДПС Вам был непонятен:

  • Он выбежал для остановки слишком поздно и попросту не успел добежать до дороги, чтобы его увидели.
  • Было непонятно, на какой именно автомобиль указывал инспектор и какой пытался остановить.
  • У Вас имеется запись регистратора или свидетели, которые докажут нерасходящимися показаниями вышеуказанное.
  • Жест остановки был подан с нарушением (выдержка из тех же ПДД: “Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.“)
  • Дело происходило ночью, жезл инспектора не светился или сам инспектор был одет не в светоотражающую форму.

Последствия невыполнения требования остановиться

В случае невыполнения автолюбителем требования уполномоченного сотрудника дорожной полиции остановиться, возможно, развитие событий по трём сценариям. По первому варианту инспектор сообщит о нарушителе на посты ГИБДД, и они его остановят. Если он не остановится, то начнется преследование. Догнав водителя, на него наложат штраф за неостановку по требованию инспектора.

Второй вариант, проигнорировать нарушителя. Этот сценарий обычно применяют к автомобилям, на которые нет ориентировок, а также к мотоциклам и скутерам. Ведь погоня за человеком, управляющим двухколесным железным конем, может иметь опасные последствия.

Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.

.

Среди мотоциклетного сообщества распространился слух о появлении официального документа, запрещающего погоню за двухколесным транспортом. Это миф. Такого документа нет, и погоня возможна, особенно, при откровенных нарушениях дорожных правил.

Третий вариант предусматривает организацию погони первым инспектором ДПС, при наличии ориентировки об угоне похожего автомобиля, возникновении подозрения на алкогольное, наркотическое и психотропное опьянение водителя и т.д.

Сотрудники дорожной полиции смогут применять к водителям, нежелающим остановиться, различные спецсредства, патрульные машины либо грузовики, выставленные на проезжую часть, в виде заслона и даже огнестрельное оружие. Закон разрешает полицейским стрелять по колесам, а они, иногда, попадают в другие места и наносят вред покрытию кузова.

Штрафы по теме:

  1. Езда без документов.
  2. Разговор по телефону за рулем.
  3. Опасное вождение.
  4. Езда по обочине.

Группа разбора

Постановление о наложении админштрафа.

Не явка нарушителя на группу разбора в отделение ГИБДД, не отменяет процедуру рассмотрения проигнорированного им пункта ПДД. Дело рассмотрят без автомобилиста.

Не остановка водителем транспорта по требованию инспектора наказывается по части 2 ст. 12.25 КоАП. Она предусматривает только один вид наказания – административный штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Правом определить размер санкции наделены полицейские. Сотрудники Госавтоинспекции пробьют по базе данных почтовый адрес нарушителя и отправят ему Постановление о наложении админштрафа письмом.

Автомобилист также получит письмо счастья, когда нарушение зафиксирует камера видеонаблюдения, работающая в автоматическом режиме.

Последствия погони

Наказание за невыполнение требования гаишника остановиться небольшое, но ситуация может измениться не в пользу автомобилиста после погони.

Ему могут инкриминировать неповиновение сотруднику ГИБДД, наказываемое по ч. 1 ст. 19.3 КоАП. Неподчинения законному требованию полицейского наказываются более строго.

Правонарушителя оштрафуют на 500-1 000 рублей либо применят к нему альтернативный вид наказания – арест на срок, не превышающий 15 суток. На суде нарушителю придется доказывать, что в конкретном случае статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях частная и по ней должно накладываться наказание.

Инспекторы станут настаивать на санкциях статьи 19.3, апеллируя на поведение водителя, не хотевшего выходить из машины и всячески сопротивляющегося.

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

Меры наказания для водителя, который не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, зависят от ситуации. Если игнорирование требований автоинспектора произошло ненамеренно (например, водитель не заметил сигнала или не мог остановиться по объективным причинам), чаще всего его ожидает только штраф
.

Останавливать водителя имеет право не только инспектор ГИБДД, но и обычный полицейский и некоторые другие обозначенные в законе представители власти. Важным условием при этом является то, что они должны находиться при исполнении своих служебных обязанностей.

Размер штрафа также зависит от конкретного вида нарушения, а именно:

1. От 500 до 800 руб
. Такой размер штрафа будет наложен на водителя, если он не остановится по требованию следующих лиц:

  • сотрудника полиции;
  • должностного лица федерального органа исполнительной власти, которое выполняет функции по осуществлению контроля и надзора в сфере транспорта (то есть сотрудника ГИБДД).

Данное наказание установлено ч. 2 ст. 12.25 Кодекса об административных нарушениях .

2. От 500 до 1000 руб
. Этот штраф будет наложен в случае неподчинения:

  • сотруднику полиции;
  • военнослужащему;
  • сотруднику органов уголовно-исполнительной системы.

В этом случае, кроме штрафа, к нарушителю могут применить наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. Это установлено ч. 1 ст. 19.3 Кодекса об административных нарушениях.

Кроме угрозы наложения штрафа, автоинспектор имеет право преследовать водителя,
который не остановился после специального сигнала и пытается скрыться, а также передавать данные о нем на другие посты ДПС. Принудительная остановка нарушителя может осуществляться такими способами:

  • использование специально предназначенных для этих целей средств;
  • применение огнестрельного оружия;
  • заслон проезжей части патрульными или грузовыми машинами;
  • введение временного ограничения или полного запрета движения на отдельных участках дороги.

Что касается огнестрельного оружия, то в ряде ситуаций сотрудник ГИБДД имеет право применять его, стреляя по покрышкам автомобиля нарушителя. Это может привести как к нанесению ущерба самому ТС, так и к возникновению угрозы для жизни водителя. Поэтому штраф является далеко не самым неприятным последствием неподчинения требованиям автоинспектора.

Неосуществление остановки: дело не ограничится штрафом?

Если по требованию сотрудника ГИБДД остановка не совершена, то это может привести к тому, что он воспользуется правом предпринять действия, предусмотренные п. 95-97 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.

А именно:

  • обратиться по рации к другому экипажу ГИБДД (предположительно находящемуся на пути следования автомобиля, который не остановился) с просьбой обеспечить остановку ТС;
  • начать преследование ТС (с возможной его принудительной остановкой впоследствии).

Начав преследовать автомобиль, инспектор ГИБДД должен включить маячки и сирену на своей машине. Также необходимо, догнав нарушителя, с помощью громкоговорителя (или, если это уместно, жестами) сообщить ему о необходимости немедленной остановки. Кроме того, если потребуется, о действиях нарушителя по громкоговорителю информируются другие водители.

Машина может быть принудительно остановлена:

  1. Силами регулировщика (скорее всего, представляющего другой экипаж — с которым инспектор, предпринявший первую попытку остановить ТС, уже связался), выходящего на трассу.

Он специальными жестами дает понять водителю, ранее проигнорировавшему требование об остановке на посту ГИБДД, что нужно немедленно притормозить.

  1. Посредством блокирования трассы автомобилем ГИБДД (одним или несколькими) со включенными мигалками.

В сложных случаях — когда ситуация такова, что машину нужно остановить любой ценой, на трассу выставляется грузовик. При этом нельзя в качестве «стены» использовать грузовик, который перевозит опасные грузы, людей.

  1. С применением специальных средств — например, «ежей».

При этом эти спецсредства не могут быть использованы, если останавливаются:

  • автобусы с пассажирами;
  • автомобили дипломатических представительств других государств;
  • мотоцикл (мопед) на дороге, расположенной в горах или зоне плохой видимости;
  • любые ТС на железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях, на эстакадах или на мостах.
  1. С применением табельного оружия.

Догнав «непослушный» автомобиль, инспектор, действительно, вправе — если устные обращения к водителю ни к чему не привели, произвести выстрелы по преследуемой машине.

Основания для применения оружия инспекторами ГИБДД закреплены в статье 23 Закона «О полиции». Так, остановка машины с помощью огнестрельного оружия возможна, если:

  • водитель неоднократно проигнорировал требования ГИБДД об остановке ТС;
  • водитель может создать угрозу гражданам, которые находятся на пути его движения.

Таким образом, штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД — сущий пустяк в сравнении с прочими возможными последствиями игнорирования призыва сотрудника Госавтоинспекции остановиться. Тем более, что для законопослушного водителя, как правило, нет причин беспокоиться по поводу такой остановки. Сотрудники ГИБДД ее обычно осуществляют, если у них есть серьезный повод сделать это (например, если похожий автомобиль числится в угоне, или если водитель фактически совершил нарушение ПДД). Оспорить ложное подозрение в данном случае, как правило, гораздо легче, чем обосновать неосуществление остановки позднее — особенно, если ГИБДД пришлось применять те самые спецсредства или не менее грубую альтернативу им.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Водителю не стоит забывать, что он может попросить предъявить удостоверение для того, чтобы удостовериться, кто именно перед ним: сотрудник ГИБДД или мошенник. Если инспектор не предъявил служебное удостоверение, то это повод обратиться в полицию: срочно набрать 02 или 112 и сообщить об остановке инспектором без соответствующего удостоверения.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Инспектор не может препятствовать использованию средств видеофиксации. Стоит учесть, что инспектор — это сотрудник полиции и на него не распространяются понятия неприкосновенности частной жизни. На основании сотрудник не вправе препятствовать использованию видео- и аудиозаписи участником движения.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на .

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в . Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Производить досмотр без понятых или видеофиксации инспектор не вправе на основании , , и . В случае если инспектор хотел бы провести досмотр авто, нужно иметь веские основания для этого, например, при подозрении на незаконную перевозку оружия или нахождение в машине преступников.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол. Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор. Такое право за ним закрепляет .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector