На сколько имеют право задержать в полиции

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Другой комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы. Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (см. п. 15 ст. 5 УПК).

2. Подозреваемым может быть признано лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело (см. коммент. к ст. 140); 2) которое задержано в соответствии с настоящей статьей и ст. 92 УПК; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (см. коммент. к ст. 108).

Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренном в УПК. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного (см. коммент. к ст. 10).

4. Учитывая, что задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, оно может быть применено только по возбужденному уголовному делу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении. Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения (см. коммент. к ст. 14).

5. Если в орган дознания доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться вслед за вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

6. Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из оснований, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора правом на задержание лица и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) если оно не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 3) если не установлена его личность; 4) если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Задержание подозреваемого в совершении преступления считается законным и обоснованным, если для этого имеется в наличии хотя бы одно из оснований, указанных в настоящей статье.

Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и протоколе. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое преступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничтожить следы преступления и иные имеющиеся фактические данные.

Комментарий к Ст. 3.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предупреждение устанавливается как КоАП РФ, так и законами (кодексами) субъектов РФ об административных правонарушениях и применяется только в качестве основного административного наказания.

2. Предупреждение, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме и применяется только в качестве основного административного наказания.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является вынесенным в письменной форме официальным предостережением физического или юридического лица от возможности совершения ими противоправного действия (бездействия).

3. Предупреждение рассматривается как наименее строгий вид административного наказания и, как правило, предусматривается в санкции статьи как альтернатива административному наказанию в виде административного штрафа.

4. Назначение предупреждения, как и любого другого вида административного наказания, образует состояние административной наказанности физического или юридического лица, длящееся до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания.

5. По замыслу законодателя, выраженному в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается при условии сочетания двух обстоятельств:

— за впервые совершенные административные правонарушения;

— при отсутствии: причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественного ущерба.

6. С учетом того, что административное наказание должно быть соразмерно совершенному административному правонарушению, положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ надлежит понимать таким образом, что предупреждение не может быть назначено лицу, находящемуся в состоянии административной наказанности, т.е. до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях, либо если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины, а также при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

7. Предупреждение назначается судьей, органом, должностным лицом, рассмотревшими дело об административном правонарушении.

Наряду с этим в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 28.6 КоАП РФ допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

8. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от:

— устных замечаний, выносимых судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными решить дело об административном правонарушении и освободившими лицо от административной ответственности в случае совершения им малозначительного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9 КоАП РФ);

— предупреждений (предписаний), выносимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по контролю и надзору, их должностными лицами об устранении допущенных нарушений и (или) их последствий. Подобные предупреждения (предписания) могут выноситься наряду с назначением административного наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Основания и тактика

Любое следственное действие должно иметь законные основания. Регламентирует их ст. 92 УПК РФ.

Причинами для проведения процедуры задержания могут служить следующие обстоятельства:

Лицо застигается на месте совершения преступления или после него.

Потерпевшие или очевидцы указывают на лицо, совершившее преступное действие
Важно помнить, что следует учитывать только показания очевидцев, которые своими глазами видели преступление, и не принимать во внимание показания, основывающиеся на домыслах и догадках.

На теле или одежде данного лица имеются следы совершенного преступления — ссадины, кровоподтеки, раны, пятна крови на теле и одежде, следы использования технических средств для совершения преступных действий. У подозреваемого могут быть найдены орудия, с помощью которых совершены преступления — похищенные вещи, иные предметы и документы.. Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий

Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами

Задержание проводится и в том случае, если имеются иные основания предполагать, что данный гражданин причастен к совершению преступных действий. Они имеют менее существенное значение: сходство с описанием преступника, сделанным свидетелями, добровольное признание, показания лиц, которые не являются очевидцами.

В этом случае задержание проводится в случае, когда:

  • была предпринята попытка скрыться;

  • отсутствует место постоянного проживания;

  • не установлена личность;

  • следователь (по согласованию с начальником СО) или дознаватель (по согласованию с прокурором) направляет ходатайство в суд о назначении подозреваемому меры пресечения — нахождение под стражей. Это происходит в процессе следствия, и на руках у следственных органов имеются убедительные основания в виновности задержанного лица.

Задержание проводится оперативной группой захвата на основании постановления, выписанного лицом, уполномоченным законом проводить данное действие. Оно должно быть спланировано, чтобы не пострадали посторонние люди. Необходимо исключить возможность захвата заложника.

Как действовать при задержании.

Успех его будет зависеть от следующих моментов:

  1. Подготовка к его проведению должна проходить тайно.

  2. Разработка плана должна быть четкой и продуманной.

  3. Задержание следует производить внезапно.

Основная задача членов группы захвата — не вызвать подозрений у задерживаемого лица, чтобы не спровоцировать его бегство, неадекватные действия, сопротивление. Для этого нужно максимально приблизиться к нему под видом прохожих, постараться вступить с ним разговор с вопросом или просьбой. Дальше следует мгновенный захват, ограничивающий свободу действия и блокирующий любую попытку бежать, сопротивляться, избавиться от улик, не допустить самоубийства. Следует быстро поместить его в спецтранспорт, чтобы изолировать от окружающих.

При нахождении подозреваемого в жилом помещении необходимо блокировать все выходы, включая подвалы, чердаки и балконы, незаметно подойти к двери и попросить открыть дверь под не вызывающим подозрение предлогом. Если подозреваемый не открывает дверь, то необходимо убедить его сделать это. Если переговоры не привели к успеху, то могут быть применены более жесткие меры — использование химических средств, взлом двери. После этого проводится захват.

Законодательная основа

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина. При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Пренебрежение знаниями опасно

Как вести себя при задержании полицией? Почти каждый может предполагать, что кто угодно способен попасть в такую ситуацию, но только не он. Поэтому можно не переживать по данному поводу. При этом многие зачастую даже не знают, как себя вести и что нужно делать при встрече с человеком в форме.

Такое мышление может привести к весьма печальным последствиям. Даже если задержанный человек ни в чем не виновен, неведение и ошибочное поведение могут отнять огромное количество времени и сил на решение проблем, которых можно с легкостью избежать.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Продолжительность административного задержания

В самом общем случае задержание гражданина не может производиться дольше, чем на 3 часа. В некоторых ситуациях максимальное время задержания увеличивается до двух суток. К таким относятся:

  1. Случаи задержания лиц, совершивших административное правонарушение в отношении Государственной границы России.
  2. Случаи задержания лиц, нарушающих таможенные правила нашего государства. Подобные задержания производятся в целях установления личности человека, в целях выяснения и уточнения обстоятельств случившегося.
  3. Задержания лиц, в отношении которых уже ведется административное дело, а одна из возможных мер наказания — административный арест либо выдворение за пределы страны.

Задержанный имеет право потребовать уведомить о своем задержании родных, коллег, адвоката.

Граждане, задержание которых производилось с нарушением их прав, могут обжаловать незаконные действия правоохранительных органов. Требуется обращаться в прокуратуру или суд. В обращении необходимо как можно подробнее указать обстоятельства задержания (номера машин, фамилии сотрудников, предшествующие обстоятельства), а также всю информацию о себе. Объясните, почему и в чем заключается нарушение ваших прав.

Если инстанции вашего государства не выносят решений в вашу пользу либо отказывают в разбирательствах, наверняка вашу позицию примет ЕСПЧ. В Европейском суде неправомерным может оказаться даже сам факт административного задержания, если серьезные основания для такового не будут доказаны. Даже если правонарушение административного характера было совершено, для задержания необходимы веские причины.

Нарушением прав человека также считается грубое отношение, оскорбления, физическое насилие со стороны сотрудников, причем не только в течение задержания, но и во время транспортировки до места задержания. Если вы выиграете дело (что наиболее вероятно), вам будет присуждена компенсация от 1 до 3 тысяч евро.

С какого момента начинается отсчет времени задержания?

Исчисление времени задержания начинается с того момента, как правонарушитель окажется в месте проведения следственных процедур (ближайшем отделении полиции, например). Это общее положение для всех случаев, кроме тех, когда нарушитель пьян. В такой ситуации время задержания начинает отсчет после вытрезвления человека, причем общая продолжительность вытрезвления не должна быть более двух суток.

Арест и предварительное задержание: когда это возможно

Задержание подозреваемого осуществляется на месте совершения преступления или по постановлению, подписанному прокурором, следователем. Осуществляется это различными способами, иногда при содействии сотрудников ОМОН.

Дальше при задержании подозреваемого в преступлении составляется протокол и предъявляется подозрение в совершении преступления. В протоколе обязательно должны быть указаны:

  • дата задержания;
  • время;
  • основания;
  • мотивы;
  • результаты обыска личного имущества.

Этот документ должен быть составлен не менее, чем через три часа после задержания. Обвиняемому или подозреваемому разъясняются его права, обязанности. После чего задержанное лицо обязано подписать документ.

Важным моментом в подобных действиях правоохранительных органов является избрание меры пресечения. Это может быть:

  • домашний арест;
  • подписка о невыезде;
  • выпуск под залог;
  • содержание под стражей.

Поле возбуждения уголовного дела начинаются следственные действия и передача материалов в суд.

Сколько составляет срок задержания подозреваемого? Ответ на этот вопрос зависит от того, кем выступает гражданин — обвиняемым или подозреваемым. Содержание под стражей может происходить только на основании решения суда, которое должно быть получено не позднее 48 часов после его задержания.

В остальных случаях задержание может быть осуществлено только при возникновении таких обстоятельств:

  • подозреваемое или обвиняемое лицо не проживает на территории РФ;
  • невозможно установить личность;
  • человеком было нарушено постановление о мере пресечения;
  • лицо намерено скрывается от правоохранительных органов.

Подобные меры по отношению к несовершеннолетним возможны только в тех случаях, когда таким лицом было совершено преступление, характеризующееся как особо тяжкое или средней тяжести.

Случай из практики

В одном из микрорайонов города был задержан несовершеннолетний молодой человек по подозрению в совершении преступления на основании статьи 162 УК (разбой, кража в крупных размерах). Из протокола стало понятно:

  • задержание произошло в 17 часов;
  • подозреваемый доставлен в отделение в 18 часов;
  • в 18-15 несовершеннолетний был отпущен под подписку о невыезде.

Позже следователь обратился к прокурору по поводу выдачи разрешения на то, чтобы не сообщать родным юноши о подозрении в отношении него. Прокурором было отказано.

Возникает вопрос: были или не были допущены нарушения следователем?

Ответ очевиден. Были, и достаточно грубые.  Тут же имеет место нарушение в отношении несовершеннолетних. Родственники должны были быть оповещены сразу же после задержания.

Здесь очевидны нарушения законодательства со стороны следователя. Тем более что несовершеннолетний был задержан по подозрению не на месте преступления.

Но это то, что касается несовершеннолетних. Сколько же могут содержать под стражей других подозреваемых, обвиняемых и каковы сроки дознания по уголовным делам?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector