Статья 12.3. управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения

Комментарий к статье 12.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок управления транспортными средствами. В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, 31.10.1998 N 1272, 21.04.2000 N 370, 24.01.2001 N 67, 21.02.2002 N 127, 28.06.2002 N 472, 07.05.2003 N 265, 25.09.2003 N 595, 14.12.2005 N 767, 28.02.2006 N 109) <115>, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

———————————
<115> СЗ РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));

— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (см. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 23.06.2003 N 77-ФЗ, 29.12.2004 N 199-ФЗ, 21.07.2005 N 103-ФЗ) <116>).

———————————
<116> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.

2. Часть 1 статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов. Часть 2 данной статьи выражается в отсутствии у водителя транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему документов на право управления им.

3. Субъектом правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов на управление. Ответственность по комментируемой статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в статье документов.

Комментарий к ст. 12.3 КоАП

1. Объектом правонарушения является порядок управления транспортными средствами. В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, 31.10.1998 N 1272, 21.04.2000 N 370, 24.01.2001 N 67, 21.02.2002 N 127, 28.06.2002 N 472, 07.05.2003 N 265, 25.09.2003 N 595, 14.12.2005 N 767, 28.02.2006 N 109) , водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки:

———————————

СЗ РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения — временное разрешение (образец временного разрешения на право управления транспортным средством утвержден Приказом МВД России от 1 августа 2002 г. N 720 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472» (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2002 г. N 3745));

— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

— в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (см. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. от 23.06.2003 N 77-ФЗ, 29.12.2004 N 199-ФЗ, 21.07.2005 N 103-ФЗ) ).

———————————

СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720, N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.

2. Часть 1 статьи устанавливает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов. Часть 2 данной статьи выражается в отсутствии у водителя транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, выражается в передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему документов на право управления им.

3. Субъектом правонарушения может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и не имеющее при себе документов на управление. Ответственность по комментируемой статье наступает при установлении факта отсутствия любого из указанных в статье документов.

Другой комментарий к Ст. 12.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Непосредственным объектом правонарушения по данной статье выступают предусмотренные в целях обеспечения безопасности дорожного движения правила установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов.

2. Предметом правонарушения являются специальные устройства для подачи световых сигналов (проблесковые маячки синего, синего и красного, оранжевого или желтого цветов) или звуковых сигналов.

3. Проблесковые маячки, специальные звуковые сигналы при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств устанавливаются на транспортных средствах оперативных служб («Скорая медицинская помощь», противопожарная служба, милиция, военная автомобильная инспекция, Службы специальных перевозов Банка России и Гохрана России, Аварийно-спасательные службы, Служба специальной связи Минсвязи России, Прокуратура, Налоговая полиция, Главное управление исполнения наказаний Минюста России).

4. Проблесковые маячки, специальные звуковые сигналы при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств устанавливаются на транспортные средства: МВД России, Минобороны России (оперативные подразделения организации внешней разведки, Минюст России), Главное управление исполнения наказаний, ГТК России, ФСНП России, ФПС России, СВР России, Минсвязи России (Служба специальной связи), ФАПС (оперативные подразделения органа внешней разведки), Государственная фельдъегерская служба при Правительстве РФ, Генеральная прокуратура РФ, Медицинский центр Управления делами Президента РФ (постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. «Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах»).

5. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.

6. Порядок выдачи разрешения на установку специальных сигналов на транспортные средства определяется Инструкцией о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства (Приказ МВД России от 10 марта 2000 г.).

7. По конструкции объективной стороны в состав нарушения правил установки на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов является формальным, в котором при описании признаков объективной стороны указан основной признак — действие.

8. Обязательным признаком, необходимым для квалификации правонарушения по ч.1 комментируемой статьи, является факт установки на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета.

9. С объективной стороны действия, предусмотренные ч.2 ст.12.4, могут быть выражены: а) в установке на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), использовании при движении таких устройств, б) а равно незаконном использовании специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.

10. Под использованием специальных сигналов при движении транспортного средства понимается непосредственное включение проблесковых маячков и специального звукового сигнала.

Цель незаконного использования специальных сигналов в настоящем Кодексе не оговаривается. Однако можно предположить, что подобные действия могут быть совершены только в целях получения преимущества перед другими участниками движения.

11. Правонарушение считается оконченным в момент установки на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных или звуковых сигналов.

12. Субъектами административного правонарушения выступают граждане, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

13. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленным его совершением, т.е. гражданин либо должностное лицо знало, осознавало противоправный характер установки и использования специальных световых сигналов, а равно звуковых сигналов и желало совершения указанных действий.

Комментарий к статье 12.4. КоАП РФ:

1. Объектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, выражается в нарушении положений п. п. 3.1 и 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, в случае установки на нем спереди световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а также световых приборов, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям конструкции транспортного средства (см. Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп.)).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в нарушении требований п. 7.8 указанного выше Перечня неисправностей, запрещающего неправомерное (без соответствующего разрешения) оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами. Действующие нормативные правовые акты ограничивают круг служб, органов, должностных лиц, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» определен исчерпывающий перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы — пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийно-спасательная служба и военная автомобильная инспекция. При этом транспортные средства оборудуются также устройствами для подачи специальных световых сигналов и оборудованием, необходимым для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, выражается в нарушении требований п. 7.8 Перечня неисправностей, запрещающего неправомерное нанесение на наружные поверхности транспортных средств специальных цветографических схем. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. N 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» (с изм. и доп.) установлен исчерпывающий перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств. Выдача разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных сигналов возложена на МВД России. Требования к цветографическим схемам транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

5. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, и юридические лица.

6. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 данной статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Составы административных правонарушений, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарий к Ст. 12.3 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают правоотношения в области безопасности дорожного движения, поскольку отсутствие у лица, управляющего транспортным средством, необходимых документов свидетельствует об отсутствии у такого лица права управления транспортным средством, т.е. такой субъект создает потенциальную опасность в процессе управления транспортным средством.

Объективная сторона различается применительно к каждому конкретному правонарушению, предусмотренному настоящей статьей. Так, объективная сторона правонарушения, регламентированного ч. 1, заключается в управлении транспортным средством при отсутствии у водителя документов на само транспортное средство, на право управления им, подтверждающих правомочия данного субъекта в отношении конкретного транспортного средства, в том числе в случае отсутствия его владельца. Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусматривают, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции представлять им для проверки:

— водительское удостоверение, а в случае его изъятия — временное разрешение;

— регистрационные документы на транспортное средство;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в отсутствии у водителя в процессе управления им транспортным средством талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса ОСАГО, а также лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ указывает на обязательность наличия лицензионной карточки водителя в случае осуществления им перевозок пассажиров, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым. При перевозках грузов в обязательном порядке подлежит оформлению путевой лист, а также товарно-транспортные документы на предмет транспортировки, т.е. на перевозимый груз.

Объективную сторону иных деяний, предусмотренных настоящей статьей, составляет факт передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе необходимых документов. Часть 2.1 в качестве обязательного документа рассматривает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, т.е. лицензию или лицензионную карточку водителя такси, ч. 3 указывает на отсутствие у допущенного к управлению транспортным средством лица документов на право управления им, т.е. перечня документов, определенного в рамках ч. 1 настоящей статьи.

2. Субъектом всех предусмотренных настоящей статьей правонарушений является исключительно водитель, поскольку суть нарушения сводится к управлению транспортным средством без соответствующих документов. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умышленной формой вины, поскольку водитель не только не может не знать об отсутствии у него необходимых документов, но и не может не предвидеть последствий своих действий.

Комментарий к Статье 12.4 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются правила установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо правила нанесения специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб. Под использованием специальных сигналов при движении транспортного средства понимается непосредственное включение проблесковых маячков и специального звукового сигнала.

Порядок выдачи разрешения на установку специальных сигналов на транспортные средства определяется инструкцией о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства.

2. Субъектами административного правонарушения выступают граждане, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

3. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленным его совершением.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем — согласно п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП; а также применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, — государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП. В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комментарий к статье 12.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом правонарушения выступают правоотношения в области безопасности дорожного движения, поскольку отсутствие у лица, управляющего транспортным средством, необходимых документов свидетельствует об отсутствии у такого лица права управления транспортным средством, т.е. такой субъект создает потенциальную опасность в процессе управления транспортным средством.

Объективная сторона различается применительно к каждому конкретному правонарушению, предусмотренному настоящей статьей. Так, объективная сторона правонарушения, регламентированного ч. 1, заключается в управлении транспортным средством при отсутствии у водителя документов на само транспортное средство, на право управления им, подтверждающих правомочия данного субъекта в отношении конкретного транспортного средства, в том числе в случае отсутствия его владельца. Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусматривают, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции представлять им для проверки:

— водительское удостоверение, а в случае его изъятия — временное разрешение;

— регистрационные документы на транспортное средство;

— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в отсутствии у водителя в процессе управления им транспортным средством талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса ОСАГО, а также лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ указывает на обязательность наличия лицензионной карточки водителя в случае осуществления им перевозок пассажиров, поскольку данный вид деятельности является лицензируемым. При перевозках грузов в обязательном порядке подлежит оформлению путевой лист, а также товарно-транспортные документы на предмет транспортировки, т.е. на перевозимый груз.

Объективную сторону иных деяний, предусмотренных настоящей статьей, составляет факт передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе необходимых документов. Часть 2.1 в качестве обязательного документа рассматривает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, т.е. лицензию или лицензионную карточку водителя такси, ч. 3 указывает на отсутствие у допущенного к управлению транспортным средством лица документов на право управления им, т.е. перечня документов, определенного в рамках ч. 1 настоящей статьи.

2. Субъектом всех предусмотренных настоящей статьей правонарушений является исключительно водитель, поскольку суть нарушения сводится к управлению транспортным средством без соответствующих документов. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умышленной формой вины, поскольку водитель не только не может не знать об отсутствии у него необходимых документов, но и не может не предвидеть последствий своих действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector