Замена тормозной жидкости

Подготовка и замена

Прежде чем приступить непосредственно к замене ТЖ, надо не только разобраться, куда заливать и как заливать, но и провести правильную подготовку. Об этом следует рассказать подробнее.

Подготовка к замене ТЖ

В современных авто, которые оснащены всевозможными «навороченными» системами, замену тормозной жидкости легче и быстрее сделать в автоцентре. Обычно это занимает около получаса, при этом автовладелец защитит систему от завоздушивания и уплатит за это вполне приемлемые деньги.

Тому, кто привык обходиться своими силами, допустим, в целях экономии денег либо от недоверия к профессионализму мастеров в сервисах, следует подготовить некоторые материалы, инструменты и приспособления. Вам потребуется:

  • прозрачная трубочка из мягкого материала — ее диаметр (внутренний) должен соответствовать диаметру (внешний) патрубка в цилиндре;
  • специальный ключ для снятия спускного штуцера;
  • ёмкость под отработанную тормозную жидкость;
  • новая ТЖ;
  • помощник, поскольку одному с процессом замены справиться затруднительно.

Работы удобнее проводить на эстакаде/смотровой яме поскольку возможность зайти снизу к «спускникам», имея ключ и трубочку, избавляет от снятия колес. А значит не потребуется домкрат и баллонник, кроме того, экономится время.

Итак, один из вас устраивается за рулем, другой спускается под машину, захватив ключ, шланг и ёмкость. Вы должны поддерживать непрерывную связь голосом.

Как заменить тормозную жидкость самостоятельно

Порядок работ будет зависеть от разновидности ТС вашего авто.

  1. Диагональная схема предполагает прокачку в следующем порядке: заднее правое, переднее левое, заднее левое, переднее правое колесо.
  2. Параллельную тормозную систему нужно прокачивать в такой последовательности: правая задняя, левая задняя, правая передняя, левая передняя часть автомобиля.

Замена ТЖ

Действия по смене ТЖ и прокачке системы довольно просты. Опишем основные принципы того, как производится полная замена.

  1. Для начала потребуется слить небольшое количество старой ТЖ. Это делается со сливного штуцера 1-го колеса. Отверните штуцер на ½ оборота, при этом второй человек должен немного придавить тормозную педаль.
  2. Когда педаль упадет, штуцер надо сразу же завернуть.
  3. Затем в соответствующий бачок заливаем новую ТЖ. Операцию по сливу следует повторять, пока в ёмкость не польется прозрачная жидкость.
  4. Данные действия производятся со всеми колесами по схеме тормозной системы. По завершению действий надеваем защитные колпаки на штуцера спуска.

Удаляем воздух

Воздух удаляется с помощью напарника, который будет часто нажимать на «тормоз» для нагнетания давления. Надо надавить на педаль раз 6-7, затем удержать тормоз в выжитом положении.

  1. Когда человек внизу сигнал о фиксировании педали, он должен скрутить штуцер с надетым и опущенным в ёмкость шлангом. Когда педаль упадет в пол, штуцер сразу закручивается.
  2. Действия проводятся несколько раз, пока не прекратится выпуск воздуха. Причем тормоз станет работать раньше, прилично «сопротивляясь».
  3. Присутствие воздуха надо проверить на всех колесах и не забывайте отслеживать уровень ТЖ в бачке.

По окончании всей действий хорошо зафиксируйте все штуцеры. Произведите монтаж колес (если они снимались) и провести тестовый заезд.

Меняем тормозную жидкость

Проблемы, которые могут возникнуть при замене

Выполняя все действия аккуратно и не спеша, вы оградите себя от всевозможных негативных последствий. Но ситуации бывают разными, а самой распространенной «бедой» является поломка штуцеров. Как правило, он ломается, из-за чего потребуется замена тормозного цилиндра.

Для максимального упрощения процедуры выкручивания штуцеров попробуйте обработать их WD40, а затем осторожно отстучать их молоточком со всех сторон. Этого бывает достаточно для их быстрого неполного выкручивания

Для работы целесообразно взять удлиненную головку – так усилия будут распределяться равномерно.

Какую жидкость выбирать и в каких случаях

Основная рекомендация при выборе хорошей ТЖ заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.

В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.

Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.

Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.

Зачем менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость автомобиля обладает многообразием химических свойств, которые присуще только ей.

Главные свойства тормозной жидкости:

  • Стойкость к высоким температурам
  • Гигроскопичность(свойство впитывать воду)

Так как тормозная система автомобиля, работает в крайне тяжелых условиях (особенно при городской эксплуатации), тормозная жидкость может нагреваться до очень высоких температур (до 180 и выше).

Сейчас уже изобрели специальные формулы тормозной жидкости, которые смогут выдержать до 300 градусов, на так или иначе в любой тормозной системе скапливается конденсат попадающий в тормозную жидкость, тем самым понижая ее температуру кипения.

Когда тормозная жидкость начинает закипать, в ней начнет образовываться воздух в виде пузырьков. Необходимое давление перестает образовываться и система будет работать неправильно. Торможение или выжим сцепления будет не эффективным.

  • Нет установленного времени для замены тормозной жидкости в машине. Выбор времени зависит от типа автомобиля, условий вождения.
  • Признаки того, что вы должны немедленно проверить свою тормозную смесь, включают в себя жидкость, которая имеет обожженный запах, не является прозрачной или прозрачной или находится на более низком уровне, чем это должно быть.
  • В отличие от многих простых задач по техническому обслуживанию, которые могут быть из серии «сделай сам», тормозная жидкость должна заменяться только лицом с профессиональной подготовкой. Это объясняется несколькими причинами, но все сводится к тому, что она по сути более сложная и опасная в работе, чем замена масла и прочие задачи по починке из серии «сделай сам», таких как масло и жидкость для стеклоочистителей.
  • Еще одна проблема заключается в том, что тормозная жидкость является токсичной и горючей. Она должна быть обработана и утилизирована надлежащим образом.
  • Если в жидкости есть вода, она может разъесть все виды металлических деталей в тормозной системе, не только в самих тормозах, но также уничтожить и металлические линии на раме и разъемы для резиновых линий, которые зацепляются за жесткие линии и тормозят.
  • Любой, кто управляет своими автомобилями в таких «соревнованиях», как автокросс, соло, соревнования на время или гонки на колесах, меняет данный продукт перед каждым событием.

Зачем менять тормозную жидкость?

  • Во-первых периодичность замены регламентирует сам производитель ТЖ;
  • Во-вторых, со временем она теряет свои свойства;
  • В-третьих от качества ТЖ напрямую зависит Ваша жизнь;
  • В-четвертых, замета ТЖ это и есть плановая проверка состояния всех узлов тормозной системы.

У ТЖ есть такая характеристика как температура кипения, так вот со временем этот параметр имеет свойство уменьшаться не в лучшую сторону. ТЖ с течением времени поглощает влагу. К примеру температура кипения ТЖ около 200 – 260 °С, при движении по городу жидкость способна нагреваться до 180°С, соответственно если в ней присутствует вода, то температура кипения ниже и жидкость закипает. Когда это происходит в системе появляются воздушные пузыри, которые препятствуют созданию необходимого давления в системе, в таком случае провал педади тормоза неизбежен.

Когда содержание воды в ТЖ достигает 3%, обычно это наступает через год-два эксплуатации, температура кипения понижается от 30 до 50°С.

Не менее значимым предлогом к замене жидкости являются её химические свойства, которые со временем начинают отрицательно влиять на металлы и начинают разлагать их. Тормозные трубки могут начать ржаветь изнутри.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5

Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

Выбор тормозной жидкости для замены

Даже зная регламент замены тормозной жидкости, многие неопытные автовладельцы неправильно выбирают состав. Какие ошибки встречаются чаще всего:

  • У каждого состава есть маркировка DOT (стандарт Министерства транспорта Соединенных Штатов Америки). На сегодняшний день в продаже встречаются марки DOT 5.1 и 5, DOT 4 и DOT 3, отличающиеся по вязкости. Выбирать состав следует с учетом того, что рекомендует автопроизводитель.
  • Заливать ультрасовременные тормозные жидкости в машины ХХ века нельзя. Дело в том, что элементы из резины системы тормозов не совместимы с ТЖ, кроме того, жидкость имеет неподходящий состав.
  • Также нельзя смешивать ТЖ. В результате этого действия система тормозов будет работать хуже. В итоге автомобилисту придется полностью заменить состав.

Обратите внимание! ТЖ токсична. Если она попадет на кожу, глаза или слизистую, произойдет химический ожог.. Во время замены тормозной жидкости у вас должна быть приготовлена ткань, чтобы сразу вытереть ТЖ, если она попадет на пластиковые элементы автомобиля либо на кузов

При попадании состава на поверхность машины следует удалить загрязнение с помощью воды и вытереть тканью.

Во время замены тормозной жидкости у вас должна быть приготовлена ткань, чтобы сразу вытереть ТЖ, если она попадет на пластиковые элементы автомобиля либо на кузов. При попадании состава на поверхность машины следует удалить загрязнение с помощью воды и вытереть тканью.

Как правильно выбрать состав? Для этого следует учитывать множество нюансов, кроме точки кипения. Например, нужно знать следующие параметры смеси:

  • вязкость ТЖ;
  • способность противостоять коррозии;
  • результат воздействия на резиновые детали;
  • степень стабильности;
  • смазывающая способность.

При выборе состава прежде всего обращают внимание на то, насколько вязкая ТЖ. Если она будет густая, в морозы система тормозов выйдет из строя

Если же на улице будет жарко, а используемый состав слишком жидкий, произойдет протечка.

Способность состава противостоять коррозии также одно из важнейших свойств состава. Для этого производитель использует специальные добавки. Ингибиторы представляют собой вещества, замедляющие коррозию. Чтобы определить, насколько добавка эффективная, элементы системы тормозов выдерживают в увлажненной до 3,5 % ТЖ в течение 5 дней при температуре закипания.

Совместимость с резиновыми элементами. В случае, когда ТЖ оказывает негативное воздействие на резину, она будет набухать либо произойдет усадка на манжет. Если резина набухнет, поршень разрушит уплотнения. Если же произойдет усадка, может случиться протечка.

Чтобы ТЖ выполняла свои функции эффективно, состав должен быть стабилен при температуре от -50 °С до +150 °С.

Смазывающие характеристики ТЖ определяют во время испытаний на стенде. При этом имитируется работа тормозных цилиндров при максимальной нагрузке.

Купить тормозную жидкость, какую

На сегодняшний день существует ряд требований, предъявляемых к ТЖ. Во-первых, температура кипения ТЖ должна полностью соответствовать значению, заявленному производителем. При этом она должна сохранять рабочие свойства как при температурах, которые близки к точке кипения, так и при очень низких отрицательных температурах. К примеру, даже при температуре — 40 градусов по Цельсию не допускается выпадение осадков и отложений в тормозной жидкости. Также она должна противостоять окислению и расслаиванию.

Помимо того, ТЖ должны отвечать ряду других важных требований. Главное из них — это отсутствие отрицательного влияния на резиновые элементы. Также все составляющие из резины не должны разбухать, давать усадку, терять прочность и эластичность в ходе эксплуатации.

Помимо резиновых элементов в тормозной системе применяется много деталей, изготовленных из разных металлов. Зачастую эти элементы соединены между собой, а это влечет за собой образование электрохимической коррозии. ТЖ должна служить так называемым ингибитором коррозии, для чего в ее состав добавляются специальные вещества, защищающие алюминиевые, медные и латунные изделия. В тормозной системе хватает и элементов, которые требуют смазки. И эту задачу тоже выполняет ТЖ. Именно она воздействует на степень износа поршней, манжетных уплотнений и тормозных цилиндров.

выбираем тормозную жидкость правильно

Как свидетельствует практика, специфика тормозных жидкостей такая, что не каждый бренд может подойти для тормозной системы того или другого транспортного средства. Прежде чем использовать существующие ТЖ для своих авто, производители автомобилей учитывают все качественно-эксплуатационные параметры тормозной жидкости и элементов тормозной системы транспортного средства.

Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на руководство по эксплуатации ТС, где изготовитель указывает стандарт ТЖ, который самым оптимальным образом подходит для системы тормозов вашей модели автомобиля.

Кроме того, при выборе ТЖ необходимо обращать внимание на температуру ее кипения, а также температурный диапазон, в котором эксплуатируется ваше транспортное средство, и который указан на этикетке. Если у вас подержанная машина, то чтобы предотвратить разрушение РТИ новыми жидкостями, желательно применять спиртокасторовые тормозные жидкости

Покупайте только стандарт, который указан в паспорте ТС, и покупайте тормозную жидкость только у официальных дилеров, а не на авторынке

Кроме цифровых показателей, при покупке необходимо обращать внимание еще и на качество упаковки. Стоит отметить, что под пластмассовой крышкой в обязательном порядке должна быть фольгированная пломба

сколько тормозной жидкости

Как правило, в тормозную систему автомобиля заливают небольшое количество ТЖ. Уточнить, сколько ТЖ требуется для замены можно в инструкции к конкретному авто. Для полной замены потребуется примерно 1-1.5 литра тормозной жидкости.

Небольшое разъяснение

У многих водителей может возникнуть вопрос, как можно прокачать тормоза самому не удерживая педаль тормоза в выжитом положении ведь везде в инструкциях по эксплуатации автомобилей на этот момент обращается особое внимание. Но нужно понимать, педаль тормоза выжимается для того, чтобы при открытии штуцера ТЖ перемещалась только в одном направлении и ни в коем случае обратно, чтобы не было подсоса воздуха

Но нужно понимать, педаль тормоза выжимается для того, чтобы при открытии штуцера ТЖ перемещалась только в одном направлении и ни в коем случае обратно, чтобы не было подсоса воздуха.

Также такой подход сильно ускоряет время проведения работ, так как одна и та же жидкость не возвращается назад в систему и ее не нужно снова выталкивать.

При прокачке тормозов без помощника мы можем использовать газовый или какой-либо другой упор, но, если упора нет, можно обойтись и без него, но время на прокачку тормозной системы при этом будет увеличено.

Теперь основная задача будет лежать не в том, чтобы зажать педаль тормоза, а в удалении воздуха из всего шланга от штуцера до емкости сбора жидкости и недопущении обратного попадания его в систему.

А этого можно добиться:

  1. Плотностью всех соединений;
  2. Наличием жидкости в емкости, в которую должен быть опущен один конец шланга;
  3. По возможности наличием обратного клапана, но можно обойтись и без него;
  4. Большим количеством нажатий на педаль тормоза при первом подходе;
  5. Своевременным долитием свежей ТЖ в бачок, для того, чтобы не допустить завоздушености тормозной системы.

И не забывайте, что тормоза и тормозные колодки являются одними из важнейших деталей автомобиля, и, чем больше вы уделяете им внимания, тем лучше они работают и тем безопаснее становится ваше участие в дорожном движении.

Самый простой способ.

Теперь вы знаете как можно самому без помощника прокачать тормоза вашего автомобиля. Удачи.

Пробная подача давления в бочок тормозной жидкости

Большое давление подавать не надо, чтобы не разорвало расширительный бачок. Создаём давление порядка 1 кг, контролируя подачу воздуха по манометру насоса.

С первой попытки сразу стало слышно, что часть воздуха стравливается через щели между крышкой и резьбой. Следовательно, нужно добавив еще одну прокладку усилить уплотнение.

Пришёл к выводу, что лента фум не даёт крышке плотно завернуться до полного прикосновения с уплотнителем, который мы вставили в крышку.

Самый лучший вариант найти «родную» крышку, которая точно подойдёт по резьбе бачка без всяких подгоночных операций.

Пробуем ещё раз подать давление в бачок, крышка закрутилась плотно, теперь нужно проверить будет ли она держать нагнетаемый воздух. Результат вновь отрицательный.

Попробуем добавить сверху ещё одну самодельную прокладку от заливной горловины под крышку. В итоге, с двумя прокладками крышка стала хорошо держать давление!

Если даже часть воздуха и стравливает, то очень медленно и за это время можно не спеша прокачать тормозную систему.

Зачем обновлять ТЖ?

Рабочая жидкость тормозов является несжимаемой средой с определенными физическими параметрами. Изначально расходный материал обладает практически нулевой влажностью и способен нормально работать при высоких температурах (200–260 °С), не переходя в кипящее состояние.

Первым делом стоит прояснить, зачем менять жидкость в контурах системы тормозов автомобиля. С течением времени свойства ТЖ ухудшаются из-за гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. Контакт рабочего тела с воздушной средой происходит в расширительной емкости, куда перетекают излишки в процессе эксплуатации тормозов.

Когда «тормозуха» получает 3% и более дополнительной влажности, минимальный порог кипения значительно снижается – до 140–180 °С. Заметьте: при обычном городском движении жидкость в автомобиле прогревается до 150 °С, при более динамичной езде – до 180–200 °С. Тогда в основном контуре системы протекают следующие процессы:

  1. В непосредственной близости от тормозных механизмов колес несжимаемая среда начинает медленно закипать.
  2. Образуются мелкие пузырьки воздуха, которые постепенно объединяются. В трубке появляется воздушная пробка, вытесняющая часть жидкости в расширительный бачок.
  3. Поскольку воздух является сжимаемой средой, при очередном срабатывании тормозов усилие от педали не передается суппортам, колодки не смыкаются на диске. Результат отказа тормозной системы понятен – ДТП различной степени тяжести.

Отсюда вывод: на вопрос, надо ли менять рабочую жидкость тормозов, существует единственный ответ – однозначно нужно. В противном случае езда становится небезопасной для водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector