Тормозной путь автомобиля: все что нужно знать

Торможение автомобиля на скорости: Какой тормозной путь на скорости 50 км/ч? 80 км/ч? 110?

Все автопроизводители автомобилей любят хвастаться своей продукцией рекламируя различные технические характеристики, заостряя внимание на динамики разгона с 0-100 км/ч. Но практически не одна автомобильная компания не говорит о том насколько быстро останавливается тот или иной автомобиль

По нашему мнению, подобные данные крайне необходимы чтобы напомнить водителям, что движущейся объект на дороге нельзя остановить мгновенно. Естественно у каждого автомобиля из-за особенностей тормозной системы свой индивидуальный тормозной путь. Но существует таблица усредненных значений, которая показывает какой тормозной путь любого автомобиля на определенной скорости. Советуем заучить ее каждому водителю.

Естественно надо понимать, что чем выше ваша скорость, тем длиннее будет тормозной путь в случае экстренного торможения. Также надо учитывать погодные условия, дорожное покрытие и состояние резины автомобиля

Но заучив как таблицу умножения параметры тормозного пути на разной скорости вы сможете лучше контролировать автомобиля во время движения, поддерживать правильную дистанцию, и в случае необходимости сможете вовремя экстренно затормозить чтобы избежать аварии.
Особенно эта важно для всех водителей-новичков, которые только недавно получили права

Динамическое торможение асинхронного двигателя

Динамическое торможение АД (торможение постоянным током) осуществляется путем подключения к двум любым обмоткам статора источника постоянного тока. При этом с помощью группы контактов К1 асинхронный двигатель сначала отключают от питания трехфазным переменным током, и только после этого, замыкают группу контактов К2 и подают постоянный ток. Величину постоянного тока регулируют сопротивлением rт (рисунок 1).

Рисунок 1 — Схема динамического торможения асинхронного двигателя

Само динамическое торможение асинхронного двигателя сопровождается следующими процессами и изменениями:

При отключении переменного тока, вращающееся магнитное поле перестает существовать. Далее подключают источник постоянного тока, который создает постоянное магнитное поле. Ротор по инерции продолжает крутиться теперь уже в постоянном магнитном поле, в обмотке ротора наводится ЭДС, ее частота прямо пропорциональна скорости вращения вала. Появление тока в обмотке ротора вызвано наличием вышеупомянутой ЭДС. Ток создает магнитный поток, который неподвижнен относительно статора. Взаимодействие результирующего магнитного поля АД и тока ротора создает тормозной момент. При этом асинхронный двигатель становится генератором; преобразовует кинетическую энергию вращающегося вала в электрическую, которая на обмотке ротора рассеивается в виде тепловой энергии. При переходе в режим динамического торможения частота и угловая скорость равны: f=0 w=0. Кривая динамического торможения должна проходить через начало координат и торможение происходит до полной остановки (рисунок 2).

Эффективность динамического торможения зависит от параметров:

— Величина постоянного тока, который протекает по статорной обмотке двигателя (чем больше ток, тем больше тормозной эффект);

— Величина сопротивления, введенного в цепь ротора. Эффективность торможения повышается путем комбинирования динамического торможения и торможения с введением сопротивлений в обмотку ротора (рисунок 2):

Рисунок 2 – Механическая характеристика динамического торможения асинхронного двигателя

Чем больше сопротивление введено в цепь ротора, тем выше эффективность торможения, то есть на кривой а1 изображена самая быстрая остановка двигателя при наибольшем сопротивлении — R1>R2>R3.

— Схема соединения обмоток статора.

Величина магнитодвижущей силы (F) напрямую связана с понятием эффективность торможения, чем больше значение силы – тем эффективней происходит торможение,

F=I·W.

На рисунках, которые изображены ниже, стрелками показаны направления протекания постоянного тока по обмоткам, IW– ампер витки (так как количество витков в обмотках одинаково, то зависит значение только от величины тока). Векторные диаграммы иллюстрируют направления магнитодвижущих сил (F), сложив по правилам суммирования векторы, мы получим результирующий вектор, который обозначен жирной стрелкой.

Обмотка статора может быть соединена:

а) Схема соединения обмотки статора в звезду:

б) Схема соединения статорной обмотки в треугольник:

в) Соединение обмотки статора в звезду с закороченными двумя фазами:

г) Подключение звезда с разорванным нулем:

д) Подключение треугольник с закороченными фазами:

Схемы соединения а) и б) имеют наибольшее распространение, потому что не требуют переключения при торможении самих обмоток.

Необходимо подметить, что напряжение (U) источника постоянного тока должно быть малой величиной, потому что сопротивление обмотки статора мало. Ток выбирается из условия необходимого начального тормозного момента, обычно выбирают ~2Mном.

Преимущества режима динамического торможения:

— Относительная простота осуществления способа;

— Возможность торможения до полной остановки вала ротора;

— Высокая эффективность торможения, особенно при использовании комбинированного метода.

Основным недостатком является необходимость наличия источника постоянного тока.

Расчет величины тормозного сопротивления:

RT = 2·rф.ст + rт,

rт=RT — 2rф.ст,

где RT — полное сопротивление цепи источника постоянного тока,

rф.ст — сопротивление фазы статора.

Вышеприведенные формулы являются частным случаем (для понимания отношений величин сопротивления), когда постоянный ток протекает только по двум обмоткам статора, если же ток будет протекать по трем обмоткам, то коэффициент (количество фаз) перед сопротивлением фазы статора нужно соответственно изменить.

Советую вам прочесть статью про торможение противовключением, в которой подробно расписан данный вид остановки двигателя.

Недостаточно прав для комментирования

Когда и как производится замер

Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:

  • технические испытания транспортного средства;
  • проверка возможностей машины после доработки тормозов;
  • криминалистическая экспертиза.

Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:

Состояние дороги Фс
Сухая 0.7
Мокрая 0.4
Снег 0.2
Лед 0.1

Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.

В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.

Скорость Сухо Дождь Снег Лед
км/ч метры
60 20,2 35,4 70,8 141,7
70 27,5 48,2 96,4 192,9
80 35,9 62,9 125,9 251,9
90 45,5 79,7 159,4 318,8
100 56,2 98,4 196,8 393,7
110 68 119 238,1 476,3
120 80,9 141,7 283,4 566,9
130 95 166,3 332,6 665,3
140 110,2 192,9 385,8 771,6
150 126,5 221,4 442,9 885,8
160 143,9 251,9 503,9 1007,8
170 162,5 284,4 568,8 1137,7
180 182,2 318,8 637,7 1275,5
190 203 355,3 710,6 1421,2
200 224,9 393,7 787,4 1574,8

Понятие тормозного пути автомобиля

Тормозной путь — это расстояние, проходимое автомобилем от начала торможения (момента срабатывания привода) и до полной остановки.

Какие факторы влияют на тормозной путь?

Жизнь человека бесценна. В экстренной ситуации (ДТП) тормозной путь является решающим фактором, который нельзя игнорировать. Потому что каждый метр может стоить жизни.

Изучите факторы, которые влияют на тормозной путь. Эти знания помогут сохранить здоровье и избежать ДТП:

  • водитель вовремя примет меры по снижению скорости,
  • пешеход будет иметь возможность оценить безопасность перехода.

1) Состояние автомобильных шин. Шины являются одним из наиболее важных элементов колеса. В процессе движения транспортного средства они обеспечивают безопасность.

При выборе шины необходимо обратить внимание на высоту протектора. Что такое протектор? Это элемент шины

Он защищает шину от повреждений, а также проколов. Правильно выбранные шины обеспечат хорошее управление машиной.

Показатель сцепления ТС с дорогой напрямую зависит от технического состояния протектора. На рынке представлен большой ассортимент покрышек. Глубина протектора составляет 5–17 мм.

При этом нужно разделять зимние и летние шины:

  • протектор зимних покрышек составляет 8,5–9,5 мм.,
  • протектор летних покрышек составляет 7,5–8,5 мм.

По результатам проведённых экспериментов было выяснено, что при износе протектора значительно увеличивается тормозной путь машины. В процессе эксплуатации протектор изнашивается. Поэтому значительно уменьшается сила трения.

В зимнее время обязательно используйте только зимние шины. Тогда как в летнее время —летние шины. В таком случае вы обеспечите оптимальное управление машиной. Для изготовления зимних шин используют специальную мягкую резину.

Такие изделия имеют глубокие канавки, а также ребристый рисунок. Данные особенности обеспечивают превосходное сцепление в зимнее время года. А для изготовления летних шин используют жёсткую резину.

2) Состояние тормозной системы. Это система предназначена для остановки автомобиля, а также для снижения скорости движения. Это одна из самых важных систем в машине. Потому что она обеспечивает безопасность.

Рассмотрим пункт 2.3.1. ПДД. Запрещается передвижение автомобиля с неисправными тормозами. Неисправность этой системы приводит к потере эффективности торможения транспортного средства.

Обязательно нужно учитывать время срабатывания этой системы. Согласно требованиям, время срабатывания не более 0,6 с.

Рассмотрим факторы, которые влияют на время срабатывания:

  • конструкция системы,
  • тип,
  • состояние,
  • качество.

Длина тормозного пути зависит от времени срабатывания этой системы.

3) Начальная скорость транспортного средства. Чем выше ваша скорость, тем длиннее будет путь.

4) Покрытие дороги.

5) Состояние машины.

6) Погодные условия.

7) Способ торможения:

  • ступенчатое нажатие (полная блокировка колёс),
  • прерывистое нажатие (транспортное средство быстро останавливается, при этом может теряться управляемость),
  • постепенное усиление давления (используется при хорошей видимости и в спокойной обстановке),
  • резкое нажатие до упора (такой способ может привести к неуправляемому износу).

Навыки водителя. Опытный водитель сможет быстро сориентироваться в экстренной ситуации.

Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций

Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует. Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:

  • конструкция каждого конкретного автомобиля;
  • особенности распределения грузов;
  • срок эксплуатации автомобиля;
  • количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
  • старение метала;
  • модификации конструкции автомобиля.

Определение скорости в момент наезда (столкновения)

Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.

К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.

Как увеличить интенсивность замедления

Из вышесказанного стало понятно, что называется тормозным путем и от чего зависит этот показатель. Однако возможно ли сократить расстояние, которое необходимо для остановки автомобиля? Возможно! Для этого существует два пути – поведенческий и технический. Идеально, если водитель сочетает оба способа.

  1. Поведенческий метод – сократить тормозной путь можно, если выбирать небольшую скорость движения на скользких и мокрых дорогах, учитывать степень загруженности машины, грамотно рассчитать тормозные возможности авто в зависимости от его состояния и модельного года. Так, «москвич» 1985 года разработки не сможет тормозить столь же эффективно, как современный «Hyundai Solaris», не говоря уж о более респектабельных и технологичных моделях.
  2. Технический метод – метод усиления тормозных возможностей, основанный на повышении мощности тормозной системы и использовании вспомогательных механизмов. Производители современных ТС активно применяют такие способы улучшения тормозов, оснащая свою продукцию антиблокировочными системами, системами помощи при торможении, используя более эффективные тормозные диски, колодки.

Следует помнить, что сокращение времени, необходимого для остановки – один из способов обеспечения безопасности поездки. Поэтому каждый водитель должен постоянно следить за техническим состоянием своего «железного коня», своевременно обслуживать и ремонтировать систему торможения

Помимо этого, важно выбирать скорость движения с учетом окружающей обстановки: времени суток, состояния дороги, модели автомобиля и прочее

Методика измерений

Мы провели сравнительные тесты, не претендующие на точность измерения абсолютной величины тормозного пути, но позволяющие увидеть невооруженным глазом значительную разницу в результатах в зависимости от того или иного способа торможения.

Условия эксперимента

Я хочу продемонстрировать результаты двух экспериментов: на льду и на асфальте.

На льду тормозили на одной и той же машине Mazda RX-8 на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 7. Повторную серию экспериментов провели на авто Ford Focus III. Покрытие ледяное, слегка присыпанное снегом. Все параметры старались держать неизменными, включая скорость перед началом торможения – 60 км/ч, менялись только способы торможения. За эталон мы приняли тормозной путь при экстренном торможении с АБС и нажатой до отказа педали тормоза, все остальные результаты сравнивали с этим.

На асфальте использовались Mazda RX-8, Volkswagen Touareg и две одинаковые машины ВАЗ 21099.

Единицы измерений

В качестве наглядного ориентира использовались дорожные конусы, расставленные на одной прямой с шагом примерно 10 метров. Начало торможения было всегда в одном и том же месте – у первого конуса, далее засекались точки остановки и сравнивались между собой. Определение тормозного пути в абсолютных единицах (метрах) не проводилось.

На льду сравнивали тормозной путь одной и той же машины при разных способах торможения, на асфальте в некоторых случаях проводили аналогичные сравнения, в некоторых – оценивали разницу в тормозных путях при одновременном торможении двух машин.

Исключение влияния водителя и автомобиля

Кроме того, мы с коллегами менялись водителями, менялись машинами, чтобы понять – все ли объективно, или результаты получились именно такими из-за особенностей водителя или из-за автомобиля. Практика показала, что ни водитель, ни автомобиль, никак не повлияли на результаты (заметные глазу, я имею в виду), поэтому достоверность результатов на видео достаточно высока.

Исключение влияние нестабильности дорожного покрытия

Снежно-ледяное покрытие при постоянном воздействии на него имеет свойство разрушаться, таять, заглаживаться и т.п., что может привести к изменению коэффициента сцепления шин с дорогой. Поэтому, чтобы исключить влияние изменения свойств покрытия на результаты мы замеряли эталонный тормозной путь (при торможении «в пол» с АБС) до и после всех испытаний, чтобы убедиться в их идентичности. Нам повезло: мы получили, что при последнем замере тормозной путь оказался идентичен (на глаз) первоначальному, а значит в процессе всех замеров свойства покрытия изменялись незначительно, и эти изменения не оказали заметного влияния на результаты. Оба замера я продемонстрирую на видео.

Представление результатов

Все результаты были сняты на видео, которые я и хочу вам продемонстрировать. Видео я приведу единичные, хотя реальных измерений было больше – с целью набрать статистику и уменьшить погрешность, и результаты друг от друга практически не отличались.

На самом деле мы с коллегами не увидели ничего нового, поскольку упражнения на отработку экстренного торможения мы регулярно проводим на каждом курсе зимней и летней контраварийной подготовки водителей и все результаты были для нас ожидаемы.

Кроме того, я приведу результаты всех измерений в таблице и сделаю выводы.

Тормозной путь мотоцикла

Азбука мотоциклиста. Оглавление.

Представим, что вы неспеша со скоростью всего в 100 км/ч едете по дороге и вдруг в 50 метрах впереди на дорогу вылетает трактор оснащенный веялкой. Или сеялкой. Или копалкой

Впрочем неважно. Теоретически тормозной путь мотоцикла со 100 км/ч 40-45 метров

Но, как говорится, нюанс.Кроме собственно тормозного пути, драгоценные метры тратятся на осознание того, что надо что-то менять в жизни, на укладку пальцев на рычаг, а ноги на педаль, на срабатывание всех механизмов. В итоге теоретические 40 метров превращаются в крайне неприятные 70 метров.

Диаграмма иллюстрирующая, как меняется тормозной путь в зависимости от скорости, при среднем замедлении в 8,5 м/с2, и при средней реакции наездника.

И это если вы на мотоцикле с АБС. Без АБС вероятность в экстренной ситуации пережать тормоз, заблокировав колеса, и достичь веялки-сеялки-копалки тушкой очень высока. Зато потом, если повезет, сможете рассказывать друзьям, как вы удачно «положили мот». Но везёт далеко не всем.

Банальный вывод — выбирайте скоростной режим с учетом вероятности появления тракторов.

Тормозной путь также очень сильно зависит от вида покрытия. На специальных треках, коэффициент трения может быть 1,2, на хороших загородных дорогах он уже примерно 0,8-0,9.

Важно помнить, что чем хуже зацеп, чем меньше замедление, тем больший процент работы торможения приходится на заднее колесо.Поэтому крайне важно не забывать о педали под правой ногой!

Таблица зависимости тормозного пути от типа дорожного покрытия

Покрытие Коэффициент сцепления Тормозной путь со 100 км/ч

Асфальт трековый 1,2 38 м

Асфальт дорожный 0,9 43,7 м

Асфальт гладкий 0,7 56,1 м

Брущатка 0,5 78,6 м

Влажная пыль 0,3 131 м

Ну и на сладкое, немного о вечном. Кто лучше тормозит, автомобиль или мотоцикл. Безусловно правильного и единого ответа нет, все зависит от того какой мотоцикл и какой автомобиль.Но в среднем, у автомобиля это получается лучше. Например тест журнала Motorrad показал что Yamaha R1 может становиться со 100 км/ч за 41 метр, в то время как обычный автомобиль С класса вполне успевает сделать это за 36 метров.

А вот тест который Настоящий мотоциклист Борис Ламин совместно с Авторевю и Владимиром Здоровым провели на полигоне в Дмитрове.

Три автомобиля BMW против трех мотоциклов BMW.

На закуску, измерения тормозного пути разных мотоциклов от немецких журналистов:

Если вам приглянулась статья, то ваш палец вверх а еще лучше подписка на канал будут очень кстати! Комментарии тоже включены.

Точка невозврата: разбираемся в тонкостях торможения на мотоцикле и на автомобиле

На распечатке — результаты измерений, сделанных прецизионным прибором, на экране компьютера — кадры видеосъемки. Смотрю — и радуюсь, что на мотоцикле я ехал не в хвост автомобилю, а сместился метра на три. Мы ставим жирную точку в споре о том, чей же тормозной путь короче — автомобиля или мотоцикла. Тем, кто на этом месте закончит знакомство с итогами нашего уникального эксперимента на Дмитровском автополигоне, скажем самое главное: при экстренном торможении автомобиль практически всегда остановится раньше! И пусть наше исследование адресовано в первую очередь мотоциклистам (конечно, здоровым на голову), о риске впечатать в себя двухколесного нужно помнить и тем, кто за рулем автомобиля.

Иллюзия, что мотоциклы должны отлично замедляться (по крайней мере на сухом и ровном покрытии), наверняка порождена их хорошей разгонной динамикой. Даже чахлый и грустный, как ведомый на кастрацию кот, BMW G 310 R со ­смехотворным 34-сильным одноцилиндровым мотором набирает первую «сотню» за семь секунд! Надо полагать, и тормозят мотоциклы под стать?

Итак, полигон. За команду четырехколесных — BMW M4, Kia Stinger GT и BMW X3. Мототехника выступила более широким фронтом, от тяжелого туристического крейсера BMW K 1600 Grand America до скромного дорожника BMW G 310 R, а в середине — три туристических эндуро (Honda Africa Twin Adventure Sports, BMW R 1200 GS и BMW R 1200 GS Rallye) плюс спортбайк BMW S 1000 RR. А если учесть, что BMW GS Rallye был на внедорожных шинах, то парк разных типов мотоциклов и впрямь представительный.

Дороги мы выбрали не самые ровные — чтобы как в обычной жизни. Давление во всех покрышках было выставлено согласно рекомендациям изготовителей. При торможениях мы имитировали панический удар по педали тормоза (рычагу переднего и педали заднего тормоза для мотоциклов) вплоть до срабатывания АБС и полной остановки.

Эффективность торможения на мотоцикле обусловлена массой факторов, начиная со сцепных свойств шин и их конструкции и продолжая силами и моментами инерции, изменением по ходу замедления вылета вилки, положением мотоциклиста и его перемещениями, конструктивными особенностями тормозов, наличием АБС и более продвинутых ассистентов. Но о самой главной зависимости поведал главред Авторевю, который, с одной стороны, к мотоциклам дышит ровно, но с другой — становится нестерпимо занудлив, если услышит что-нибудь типа «малая тормозная сила» или, пуще того, «чем шире шина, тем больше пятно контакта». Вытягивает из принтера лист бумаги, вдоль и поперек изрисовывает его векторами — и, пока не добьется осознанного согласия с величием силы трения в пятне контакта шины с дорогой, не отпустит.

Итак, чем больше колесная база и ниже центр тяжести, тем меньше тормозной путь — и меньше неприятных сопутствующих явлений при интенсивном замедлении, как то: stoppie или виляние хвостом, чем особенно грешат короткобазные спортбайки и нейкеды. Дальше — нюансы, о которых тоже полезно знать.

Наклейки-подсказки с корректным давлением есть почти на любом мотоцикле

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector