Подбираем зимнее масло для двигателя

Специфика работы дизельного мотора

Несведущих автолюбителей зачастую пугает оснащение личного транспортного средства силовой установкой, использующей солярку в качестве топлива. Их страшит чрезмерное количество сажи, образующееся в продуктах сгорания из-за повышенного температурного режима эксплуатации дизельного агрегата. Кроме того, по сравнению с бензиновым двигателем, он характеризуется бедностью топливной смеси.

Немаловажным фактором для отечественных автолюбителей, привыкших на всем экономить, является ускоренное старение масла, происходящее в результате окисления. Такой процесс объясняется повышенным давлением внутри системы.

Состарившееся масло утрачивает свои качественные характеристики, основанные на физических свойствах нефтепродукта. Это происходит в связи с попаданием в смазку инородных частиц, являющихся результатом разрушения износившихся деталей, образованию разнородных примесей, отложений от сгорания топлива и прочего.

Окислительные процессы, активно действующие в смазке дизельных двигателей, способствуют нежелательному ускорению процесса выгорания стабилизирующих присадок. Именно эта причина явилась основным критерием, обосновывающим специфический подход при разработке смазочных материалов для таких агрегатов.

Максимальная стабильность положительных качеств масляной субстанции достигается использованием присадок повышенной стойкости. Например, диспергирующие добавки поддерживают отложения сажи во взвешенном положении, не позволяя оседать на поверхности деталей, образовывая недопустимый налет. Моющие присадки предотвращают появление нагара на элементах газораспределительного механизма и поршневой группы.

Известно, что солярка характеризуется повышенным содержанием серы. Поэтому, приходится использовать противоокислительные и щелочные добавки для смазывания двигателей, работающих на таком топливе. Современная нефтеперерабатывающая промышленность, занимающаяся изготовлением моторных масел, использует оригинальные решения, удовлетворяющие требованиям, как бензиновых агрегатов, так и дизелей.

Способствует этому умелое использование прогрессивных технологий, значительно расширяющих диапазон вязкости. Чтобы определить, какими критериями должно обладать наиболее подходящее зимнее масло для дизельных двигателей, необходимо поближе познакомиться с данным показателем.

Выбираем производителя

Зимнее масло, предназначенное для двигателя, выпускают различные компании, как зарубежные, так и отечественные. Некоторые автолюбители считают, что зарубежные марки лучше, но это устаревшее мнение. Отечественные изготовители сейчас делают продукцию европейского качества и предлагают ее гораздо дешевле.

Список лучших производителей смазочных автомобильных жидкостей:

По мнению специалистов, при выборе масла лучше смотреть на рекомендации производителя авто

Сначала подбирается вязкость и температурный диапазон работы масла, затем проверяется соответствие всем требованиям, указанным в инструкции, и только потом обращается внимание на бренд

Выходит, что не столь важно, масло из какого завода заливается в двигатель зимой. Главное, чтобы оно было неподдельным, пригодным для конкретного типа силового агрегата, имело идеальную вязкость и соответствовало рекомендациям изготовителя транспортного средства

Главное, чтобы оно было неподдельным, пригодным для конкретного типа силового агрегата, имело идеальную вязкость и соответствовало рекомендациям изготовителя транспортного средства.

Какое зимнее масло лучше выбирать для бензиновых двигателей

Двигатели бензинового типа не особо привередливы к качеству смазочного вещества в морозы. Ниже представлен список подходящих масел для таких силовых автомобильных агрегатов с учетом морозостойкости:

  • POLYMERIUM «XPRO1» 5W40 – идеальное масло на зиму, подходит для всех двигателей бензинового типа без сажевых фильтров (практически все автомобили в нашей стране именно такие);
  • G-ENERGY «SYNTH» 5W30 – предназначается для бенз. двигателей (классических и оснащенных турбонаддувом) легковых авто, пассажирских автобусов и небольших грузовиков;
  • Neste «City Pro LL» 5W30 – популярный синтетический продукт для машин марки Opel;
  • Addinol «Super Light»5W40 – универсальное синтетическое моторное масло с повышенным сроком службы;
  • Lukoil «Genesis Advanced» 10W40 – зимне-летнее автомасло на основе синтетических примесей для бензиновых силовых агрегатов (новых и с внушительным пробегом) импортного и отечественного производства.

Цены у перечисленных смазочных жидкостей разные. Они варьируются от 900 рублей до 1500 рублей за 4 литра.

Подбираем зимнее масло по химическому составу

Все смазочные материалы содержат как натуральные, так и полученные искусственным путем компоненты. Они сводятся к трем видам:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

Выбирая моторное масло на зиму, необходимо ориентироваться и на то, какую основу оно имеет.

Минеральная жидкость состоит только из нефтепродуктов и имела большое распространение до момента появления всевозможных химических компонентов.

Данный вид не является достаточно хорошим, так как имеет в своей основе огромное количество нефтесодержащих элементов, которые способствуют образованию нагара в двигателе. Из-за этого ресурс силового агрегата в значительной степени падает.

Кроме этого, замену такого масла следует производить через короткие промежутки даже при эксплуатации в нормальных условиях — 5-6 тысяч километров. Если же транспортное средство используется в тяжелых условиях — то этот разрыв становится еще меньше.

Следующий вид — полусинтетика — хоть и состоит в большей степени из натуральных элементов, но имеет в своем составе искусственно созданные компоненты.

Такая смазка более устойчива к температурным изменениям, нежели «минералка», но значительно теряет свои качества при достаточно низких температурах.

Как бы то ни было, а оптимальным маслом для зимы является синтетическое, которое обладает всеми необходимыми для этого качествами, а именно:

  • реагирует на изменение температуры;
  • более длительное время сохраняет свои рабочие качества.

Основу такой смазки составляют вещества, полученные лабораторным путем. Благодаря этим компонентам, синтетика прекрасно защищает двигатель от промерзания, перегрева и преждевременного износа.

Кроме того, синтетическая жидкость осуществляет и очистку двигателя, предохраняя его от скопления грязи и нагара.

Химический состав моторных масел

  • Минеральное масло — изготавливается из натуральных продуктов, то есть из нефти. Для зимы точно не подойдет, минералка начинает замерзать уже при – 10.
  • Синтетика — Производится на основе синтеза молекул и обеспечивает почти одинаковые показатели при различных температурах.
  • Полусинтетика — Из названия следует, что это своеобразный «коктейль» из минералки и синтетического масла.

Синтетика способна обеспечивать нормальную смазку в большом диапазоне температур, но, если в движке есть нагар и осадок, отслоение его произойдет слишком быстро, масляный фильтр и каналы будет забиты. Смазка деталей прекратится и, как следствие, дорогой ремонт двигателя. Если вы не в курсе, какое масло использовалось до замены, проведите чистку движка, залив в него специальную жидкость, а лишь затем новое масло. И пару раз заливать его несколько чаще, чем рекомендуют производители.

Понятие вязкости

Каждый сознательный человек подбирает себе одежду по сезону. Летом в шубе, а в мороз в майке и шортах встретишь разве что умалишенного. Так и сердце автомобиля, представленное силовым агрегатом, нуждается в использовании сезонных масел.

Индекс вязкости является основополагающим критерием оптимального выбора смазки для дизеля

Причем, перед тем как заливать смазочную субстанцию в двигатель, важно учитывать состояние погоды. Для холодной поры используется один тип масла, а для жары совершенно иной

Американское общество автомобильных инженеров четко определяет важность показателя индекса вязкости смазки, размещая этот параметр на первом месте в обозначении моторных масел согласно разработанной ими классификации. Рассматриваемая настоящей публикацией зимняя нефтепродукция на оригинальной этикетке производителя по системе SAE имеет такой вид, как например 5W или 10W

Индекс вязкости, расположенный перед литерой W (Winter), указывает на предельно допустимую температуру для максимально эффективного применения масляной субстанции зимой. Ее расчет основан на элементарном арифметическом действии. Базовый показатель 40 вычитают из величины параметра, представляющего индекс вязкости.

Результатом является температура, при которой двигатель без ощутимых потерь работает на такой смазке. Так для нефтепродукта с маркировкой 5W, например, нижней границей, гарантирующей оптимальную прокачку масла в силовом агрегате, считается −350С.

Показатель, который расположен после W в обозначении всесезонной продукции (10W-40), отражает изменение диапазона величины, характеризующей индекс вязкости смазки. Для измерения используется специфическое понятие «сантистокс». В качестве эталона принято считать вязкость воды, нагретой до 200С.

Один сантистокс обозначается тремя российскими литерами 1 сСт. Повышение показателя свидетельствует об увеличении динамической вязкости в моторе, разогретом до оптимальной температуры. Число 40 в маркировке масла по SAE соответствует колебанию диапазона в пределах 13-16 сСт.

Ошибочность подобного мнения подтверждается способностью силового агрегата при эксплуатации разогреваться свыше 100 градусов.

Выбор бренда

На сегодняшний день существует не менее 20 марок, торгующих маслом, которое так или иначе одобрено компанией АвтоВАЗ. Рассмотрим основные из них:

Торговые марки, указанные в верхней части списка, все же, считаются более распространенными

Но в данном случае нужно уделять внимание параметрам, нежели названию бренда масла. К тому же, следует остерегаться подделок, и приобретать только оригинальное масло

Неопытные автомобилисты рискуют нарваться на контрафакт, в то время как водители со стажем обычно доверяют только одному производителю. Новичкам необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией к ВАЗ-2110, перед тем, как заливать масло. Это позволит избежать ошибок, которые могут привести к капитальному ремонту двигателя. Естественно, производитель рекомендует покупать масло не с рук, и не в различных забегаловках, а в специализированных дилерских центрах.

Обратим внимание на упаковку изделия. Если она железная, это уже в какой-то мере указывает на относительно подлинный продукт, который подделать невозможно

Среди выше отмеченных масел особого внимания заслуживает компания ZIC, которая выпускает сравнительно недорогую и качественную продукцию.

Особенности работы двигателя в зимний период

Для более полного понимания ситуации с выбором зимнего масла, попробуем зайти издалека. То есть разберемся с теми процессами, которые происходят в двигателе при зимней эксплуатации автомобиля.

Прокачивание смазки по системе масляным насосом

Одновременно с проворотом коленчатого вала стартером, масляный насос стремится засосать масло из поддона и загнать его в магистраль.

Самые высоконагруженные и ответственные контактирующие поверхности в ДВС смазываются принудительно под давлением (коренные и шатунные вкладыши, пальцы поршней, постели распределительных валов).


Схема работы масляного насоса

И если смазка чересчур густая, то насос может попросту не создать достаточно большого давления, чтобы протолкнуть масло по узким магистралям и разнести его ко всем трущимся поверхностям.

В таких условиях двигатель не сможет проработать долго. Шейки валов и вкладыши получат критичные повреждения до того, как двигатель разогреется, и ток смазки по системе нормализуется.

Работа сверхтонкого слоя смазки во вкладышах

Если масло застывает до пластичного состояния, то оно теряет способность создавать так называемый масляный клин и нормально защищать шейки двигателя.

При попытке запуска часто происходит так, что коленчатый вал попросту не прокручивается. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что противовесы коленвала (так называемые щеки) увязают в густой смазке, находящейся в поддоне.

На самом деле противовесы в современных моторах не касаются масла в поддоне в принципе никогда в спокойном состоянии, то есть в момент пуска (если уровень не превышен).


Наглядное положение масла в картере двигателя

Стенки цилиндра смазываются масляным туманом в картере и за счет подачи и разбрызгивания масла через каналы в шатунах, а также при подхватывании его противовесами в движении.

Все дело в застывшем до пластичного состояния смазочном материале между вкладышами и шейками и, соответственно, увеличении сопротивления провороту. Для более старых моторов ситуация усугубляется еще и частичным погружением щек в масло.

Температурное увеличение зазоров

Здесь играет роль не только сам факт увеличения зазора между поршнем и цилиндром и сопутствующем прорыве раскаленных газов и жидкого топлива в картер, но и образовываемые ударные нагрузки.

Поршень уже не так плотно сидит в цилиндре, распираемый компрессионными кольцами, а болтается с довольно большой по меркам столь точно подогнанных деталей амплитудой. Это вызовет лавинообразный износ, если стенки цилиндров не будут своевременно и в достаточно мере смазываться.


Кривошипно-шатунный механизм

Летом эти факторы минимальны или вообще отсутствуют. Двигатель сразу со старта нормально защищен, если смазка хорошая. Поэтому к выбору масла на зиму лучше подходить вдумчиво и с пониманием дела.

На каком масле остановить выбор

Среди множества масел какое масло зимой лить в двигатель? Поскольку большинство представленных на рынке видов продукции являются всесезонными, то замена его может быть необязательной, если оно подобрано правильно. Однако если смазочный материал отработал 2/3 своего ресурса, то лучше её произвести.

Однако масло заливать зимой в двигатель лучше с учетом тех параметров, которые рекомендованы производителем самого транспортного средства. Можно заглянуть в мануал по эксплуатации и подобрать 1-2 позиции из рекомендованных. От качества и параметров материала будут зависеть такие характеристики, как:

  • уровень шума во время работы силового агрегата;
  • сложность запуска в холодную погоду;
  • потребление горючего;
  • длительность моторесурса.

Смазочные смеси с более высокой вязкостью формируют толстую пленку, надёжно защищающую металлические элементы мотора. Также стоит сказать, что меньше образуется нагара, движок работает заметно тише, снижается вероятность подтекания через сальники и прокладки. Какую вязкость брать для мотора зимой? В первую очередь нужно оценивать рекомендации и допуски, особенно для силовых агрегатов, которые прошли более 100 тысяч километров.

Многие в такой ситуации стремятся в систему добавлять смеси с большей вязкостью, и в этом есть смысл, поскольку с пробегом зазоры увеличиваются. Но нельзя забывать, что вязкие масла при заморозках больше густеют и не могут полноценно обтекать механизмы. Поэтому, даже если мотор легко запускался летом, то зимой могут возникнуть сложности.

Но как проверить состояние масла перед наступлением холодов, чтобы быть готовым к его замене? Перед запуском ДВС сначала извлекаем масляный щуп и оцениваем не только уровень, но ещё и густоту, а также скорость, с которой капля стекает на кончик щупа. Слишком густой смазочный материал говорит о том, что к зиме его лучше всё-таки поменять.

Для того чтобы понять корректный уровень смазочного материала в системе, лучше делать это не на холодном моторе. Сначала его прогревают на холостых оборотах, а затем потребуется проехать несколько сот метров. За это время материал прогревается и занимает несколько иной объем. После этого движок необходимо заглушить и дать ему остыть до 10 минут. Разжиженное масло для заливки зимой за это время стекает в картер силового агрегата. Теперь можно вытащить щуп и провести объективную оценку объема его в системе.

Для того чтобы сделать правильный выбор, обязательно следует обращать внимание на маркировку, которая указывается на упаковке. Так называемые «зимние» разновидности имеют маркировку с буквой W, которая обозначает слово «winter» (зима, с англ.) Распространённая линейка для легковых авто находит в диапазоне между 0W30 до 10W40

Первое будет максимально текучим и даже при сильных морозах его легко прокачивает насос.

Неплохо соответствуют суровым зимам материалы с индексом 5w30. В отличие от них уже 10w30 стоит приобретать автолюбителям с мягкими зимними месяцами

Для тех, кто хочет купить универсальный смазочный состав, можно обратить внимание на 10w40, который годится для умеренных зим и эксплуатации в летние месяцы

Чем меньше первая цифра в обозначении, тем более жидкой будет смазка после выхода в рабочий температурный диапазон. Однако она не гарантирует серьезной защиты нагруженным деталям мотора. Это связано с тем, что образуется слишком тонкая пленка, которая навряд ли нормально защитит его. Чтобы холодный запуск был эффективен в морозную погоду, а износ в это время был минимальным, стоит выбирать маловязкие смазочные материалы.

С приходом жаркой погоды может сложиться обратная ситуация, когда потребуется более вязкое масло. Но сезонная смена может быть оправдана лишь в тех случаях, когда высокие и низкие температуры слишком сильно отличаются от рекомендуемого производителем диапазона. То есть сначала нужно учитывать допуски производителя мотора и подбирать маркировку по температуре и вязкости. Только после этого можно ломать голову — синтетику или полусинтетику лить в двигатель зимой, а ещё после этого подбирать конкретного производителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector