Гидроудар двигателя: что это такое

Что такое гидроудар двигателя авто

Гидроудар— это случайное попадание воды в камеры внутреннего сгорания двигателя (зачастую она поступает через пути воздуховода) с последующим мощным ударом поршней об образовавшуюся пробку из жидкости. Так случается один из главных страхов автолюбителей: из-за подобного повреждения выходит из строя автомобильный двигатель.

Техническим языком, к гидроудару ДВС приводит следующее условие: количество жидкости в цилиндре оказывается больше общего объема камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке (далее ВМТ)

Все мы помним из основ уроков физики о важном свойстве воды, что она несжимаемая. Как развивается процесс нарушения при гидроударе двигателя машины?

Когда наступает момент такта сжатия и закрыты оба клапана, поршень движется вверх, чтобы сжать топливовоздушную смесь. Затем, при приближении поршня к верхней мёртвой точке, он буквально упирается в водный блок. В результате давление во внутренней полости цилиндра многократно вырастает.

На следующем этапе возникшая сила давления, направленная на поршень, передается через поршневой палец на шатун, тем самым вызывает в последнем напряжение сжатия. Мгновенно возрастает инерция вращающегося коленчатого вала. При работающей передаче коленвал по-прежнему прокручивается благодаря инерции автомобильного движения. В это же время шатун принимает удар на себя. По одну сторону заблокированный водой поршень, по другую — коленвал, вращение которого обеспечивается другими цилиндрами и всем весом автомобиля.

К чему же приведет такое развитие ситуации? К сильному повреждению шатуна: его стержень согнется в плоскости вращения коленвала. Из-за деформации он потеряет устойчивость под действием нагрузки сжатия, расстояние между центрами отверстий нижней и верхней головок уменьшится.

Что затем произойдет с двигателем автомобиля после гидроудара? Он остановится под тормозящим влиянием жидкости. Вне зависимости от частоты вращения слаженная работа всего механизма будет нарушена

Важно отметить, что случись гидроудар во время перемещения автомобиля на быстрых скоростях, то последствия для двигателя могут стать по-настоящему губительными.

Как избежать гидроудара

Однако, лучше предупредить проблему, чем исправлять последствия ее появления. Поэтому каждый водитель должен знать, как избежать гидроудара, и что делать, если он все-таки приключился с машиной.

Как отмечалось выше, первая и основная рекомендация — не ездить по лужам на большой скорости. А если льет сильный дождь или предполагается ехать буквально по «рекам», то лучше воздержаться от подобных поездок. Необходимо трезво оценивать возможности вашего автомобиля. Если вы находитесь за рулем малолитражки, то вряд ли будет целесообразно преодолевать на ней глубокую лужу.

Но если ехать в описанных погодных условиях все-таки необходимо, то делать это нужно с умом. Если вы знаете дорогу и приблизительное расположение ям, которые превращаются в глубокие лужи — это лучше. В таком случае старайтесь объезжать их как можно дальше. В противном случае не превышайте скорость. Она не должна быть выше 10 км/ч при значительном уровне воды. Включайте лишь первую передачу. Помните об описанном выше правиле — чем выше скорость, тем страшнее потенциальные разрушения двигателя.

Что же делать, если гидроудар все-таки произошел? Первым делом — не паниковать! Первый признак того, что это случилось — отключение двигателя после преодоления значительной водной преграды или лужи на высокой скорости. Запомните — не пытайтесь снова завести мотор, так вы его лишь добиваете. В этом случае необходимо выйти из машины, открыть капот и выкрутить все свечи. После чего необходимо разобрать кожух воздушного фильтра. Если на ощупь он мокрый — значит, дело плохо. В этом случае можно попробовать покрутить вал двигателя. Если вам повезет, то из отверстий, где были вкручены свечи, польется вода. Но все же нельзя вкручивать их обратно и пытаться завести мотор.

Что делать, если автомобиль заглох в луже

нужно вызывать эвакуатор и ехать с машиной на станцию технического обслуживания

Помните, что лучший ремонт — это профилактика! Ездите аккуратно по лужам, и гидроудар будет вам нестрашен.

Какие последствия гидроудара могут быть для системы отопления

Довольно часто после запуска системы отопления с приходом холодов в трубах можно услышать периодические щелчки и стук

Обратите внимание, что если подобные явления возникают слишком часто, это может привести к необходимости проведения срочного ремонта системы отопления. Связана такая необходимость может быть с тем, что гидроудар в трубах иногда приводит к прорыву теплоносителя, неисправности отопительного оборудования или повреждениям расширительного бачка.

Поскольку самостоятельно определить возможные результаты воздействия ударной волны на систему довольно сложно, обычно для этих целей приглашают специалистов, чьи услуги стоят достаточно дорого. Поэтому настоятельно рекомендуем перед началом отопительного сезона провести диагностику отопительного контура и выявить все возможные недостатки.

Наиболее распространенной причиной гидроударов в отопительном контуре является различное сечение используемых труб. Поскольку на участке трубопровода с меньшим диаметром создается постоянное повышенное трение, оно мешает теплоносителю свободно двигаться по системе. Следовательно, в трубах постоянно слышится гудение, шипение или щелчки из-за повышенного давления.

Общие сведения

Увеличение давления при гидроударе определяется в соответствии с теорией Н. Е. Жуковского по формуле

где Dp – увеличение давления в н/м2, r – плотность жидкости в кг/м3, v и v1 – средние скорости в трубопроводе до и после закрытия задвижки в м/сек, с – скорость распространения ударной волны вдоль трубопровода.

При абсолютно жёстких стенках с равна скорости звука в жидкости а (в воде а = 1400 м/сек). В трубах с упругими стенками

где D и d – диаметр и толщина стенок трубы, Е и e – модули упругости материала стенок трубы и жидкости.

Гидравлический удар – сложный процесс образования упругих деформаций жидкости и их распространения по длине трубы. При очень большом увеличении давления Гидравлический удар может вызывать аварии. Для их предупреждения на трубопроводе устанавливают предохранительные устройства (уравнительные резервуары, воздушные колпаки, вентили и др.).

Теория Гидравлический удар, развитая Н. Е. Жуковским, способствовала техническому прогрессу в гидротехнике, машиностроении и др. отраслях.

Усредненные значения модуля упругости воды и некоторых материалов, а также соотношения между ними, упрощающие использование формулы

Среда и материал Еж и E, мПа Еж*10 -4 E*10 -4 кгс/см 2 Еж/E
Вода 2030 2.07 1
Трубы —–
Железные и стальные 196000 200 0,01
Чугунные 98100 100 0,02
Бетонные 19600 20 0,10
Деревянные 9810 10 0,20
Свинсовые 490-196 5-0,2 0,4-10

Значения а для чугунных водопроводных труб при E = 106 кгс/см2 и Еж = 21000 кгс/см2 в зависимости от диаметра труб d и толщины их стенок δ даны далее в таблице.

d, мм δ, мм a, м/с
50 7,0 1348
100 8,5 1289
150 9,5 1255
200 10,5 1209
250 11,5 1187
300 12,5 1167
500 16 1150
600 18 913

Гидравлический удар может быть полным, когда происходит полная остановка движения, или неполным, когда начальная скорость движения жидкости υ изменяется до некоторого значения υ, что имеет место, например, при частичном перекрытии запорного устройства. Гидравлический удар может быть также прямым, когда закрытие задвижки, крана происходит достаточно быстро, а именно, при tзакр tфаз. Здесь tзакр — время закрытия запорного устройства (задвижки); tфаз — длительность фазы, т. е. время, в течение которого возникшая у задвижки ударная волна достигнет резервуара и, отразившись от него, снова подойдет к задвижке (удвоенная фаза составляет один период, или цикл):

Повышение (заброс) давления при прямом гидравлическом ударе определяется по формулам Н. Е. Жуковского: при полном ударе

Δp=ρ·a·υ при неполном ударе

Повышение давления при непрямом гидравлическом ударе определяется по приближенным формулам: при полном ударе

при неполном ударе

Наиболее опасным является положительный полный прямой гидравлический удар, при котором повышение давления может достигать значительной величины.

Гидравлический удар может вызвать разрыв трубопроводов, разрушение деталей гидромашин и приборов, несвоевременную сработку отдельных устройств гидросистем (реле давлений, реле времени, гидрозамков и др.). Интенсивность гидравлического удара снижается путем увеличения длительности сработки запорных устройств; локализуется он установкой на трубопроводе вблизи места возможного возникновения гидравлического удара уравнительных башен, воздушных колпаков, предохранительных клапанов и др.

Гидроудар двигателя — что это такое и как он происходит

Итак, ваша машина встала посреди большой лужи, и никакими мерами завести двигатель не удается. Не спешите сразу же думать о плохом, не паникуйте, откройте капот и поднимите крышку на воздушном фильтре (для блондинок – это большая черная кастрюля посреди капота на некоторых марках авто). Если там есть вода, то примите наши «поздравления»: к вам пришел гидроудар! Если фильтр не имеет следов влаги, то возможно причина остановки в чем-то другом.

Видео — пример того, как происходит гидроудар двигателя автомобиля при проезде глубокой лужи:

Вся беда в следующем: отверстие, через которое проходит воздух – единственный вход, откуда вода может попасть в цилиндры двигателя.

Плотность H2O значительно превосходит показатель горючей смеси, а потому поршень не рассчитан на сопротивление вещества при сжатии. Коленчатый вал продолжает двигать шатун, которому ничего не остается, как согнуться под силой давления, идущего одновременно сверху и снизу. Поршень перекашивается и застревает в цилиндре. И все: «сердце» машины остановилось!

Но это еще половина беды: если коленвалу удалось сделать буквально попытку движения вниз, потянув за собой шатун, то просто разрывается «в клочья» весь поршень, попутно нанося жесточайший удар по самому валу и пробивая боковую часть двигателя.

Надо ли говорить, что после таких увечий, ни о каком движении говорить не приходится: мотору пришел конец, и ему впору заказывать похороны. Вам же теперь придется хорошо потратиться на установку нового двигателя, ну а в ближайшее время подумать об эвакуации транспортного средства до гаража или автосервиса.

Особенно следует усвоить: если нет уверенности, что произошел гидроудар, лучше не пытаться завести двигатель. Дело в том, что когда произошло просто заклинивание, еще можно как-то произвести ремонт и отделаться меньшими затратами. В противном случае мотору уже ничто не сможет помочь.

Как смягчить последствия гидроудара

Что же делать, если произошел гидроудар двигателя? Последствия этого и их решение зависит от множества факторов. После гидроудара двигатель нужно обязательно частично разобрать. Внимательному осмотру нужно подвергнуть ремень привода ГРМ, кривошипно-шатунный механизм. Часто требуется заменить некоторые детали или хотя бы отшлифовать их. Однако встречаются случаи более серьезного ремонта.

Если в результате гидроудара двигатель просто некорректно работает, то это можно считать везением. Обычно сбои в работе мотора вызывает деформированный шатун, упирающийся в стенку цилиндра. Если подобное случилось, не стоить заводить двигатель – это может повлечь еще более опасные поломки. Правильные действия в такой ситуации – доставить автомобиль на эвакуаторе на станцию диагностики. Там произведут грамотный ремонт мотора, заменив шатун и поршневые пальцы.

После попадания воды в двигатель поршни не могут пройти полный такт. Им мешает вода, находящаяся в цилиндрах. Поэтому крайне опасно пытаться завести двигатель после гидроудара. Особенно если попытка завести производится при помощи буксира. Так можно еще больше сломать двигатель.

Но и паниковать в случае гидроудара не стоит. Следует оставить машину на несколько часов с остановленным двигателем. Рекомендуется выкрутить свечи из цилиндров и прокрутить коленвал двигателя при помощи стартера. Эти действия дадут влаге возможность уйти из цилиндров. Затем свечи можно установить на место и попробовать завести мотор. При пуске двигателя нужно внимательно прислушиваться, нет ли посторонних звуков из-под капота. Наличие таких звуков говорит о механических дефектах в двигателе. Попытка эксплуатации такого силового агрегата приведет лишь к большему числу дорогостоящих в ремонте проблем.

Сложнее приходится в этой ситуации владельцам дизельных автомобилей. Дело в том, что в дизельных моторах отсутствуют свечи, следовательно, нет возможности продуть через свечные отверстия цилиндры. Как правило, гидроудар тяжелее сказывается на дизельных двигателях. В этом случае самым разумным решением будет доставка автомобиля эвакуатором в автомастерскую.

Ремонт мотора после гидроудара по объему работы эквивалентен капитальному ремонту. Ни в коем случае нельзя надолго оставлять автомобиль с залитым двигателем. Иначе из-за коррозии придется потом еще расточить и отшлифовать цилиндры.

Если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора, необходимо выполнить следующие действия:

  • Если машина остановилась прямо в воде, необходимо вытащить ее на сухое место.
  • Выключить зажигание.
  • Снять свечи зажигания.
  • Осмотреть воздушный фильтр. Если на нем имеется влага, необходимо выполнить следующий пункт. Если фильтр сухой – можно собрать всё на место и попробовать завести двигатель.
  • Провернуть коленвал, наблюдая за свечными отверстиями. Появление в них воды – явный признак, что нельзя заводить мотор.
  • Если воды в цилиндрах не обнаружилось, можно поставить свечи на свои места.
  • Пробуем запустить двигатель.

Важно! Если моторный отсек машины находился под водой 10 секунд и более – почти 100 %, что в двигатель попала влага. Только строгое выполнение необходимых мер защиты позволит уменьшить до минимума последствия гидроудара для двигателя.

Как избежать?

Для того, чтобы не оказаться в неприятной ситуации, достаточно следовать простым рекомендациям:

  • проезжать лужи на небольшой скорости, поддерживая работу мотора на средних оборотах;
  • не пересекать на автомобиле водные преграды с высоким водным уровнем;
  • регулярно проверять двигатель и прокладки ГБЦ.

Нужно трезво оценивать возможности своего авто и понимать, что там, где с лёгкостью проезжает внедорожник, легковой автомобиль рискует заглохнуть. Даже представители одного класса могут с абсолютно разным успехом преодолеть такое препятствие из-за особенностей конструкции своих воздухозаборников. При отсутствии возможности избежать водное препятствие, нужно помнить о максимальном уровне погружения в воды — до середины колес.

Владельцы легковых автомобилей в некоторых случаях устанавливают на мотор шноркели. Это устройство, оснащенное двумя каналами для подвода воздуха к мотору и выводу отработанных газов. Устанавливается на двигатель вертикально, под крылья на высоту порядка 700-100 см. шноркели можно встретить на внедорожниках, кроссоверах и машинах-амфибиях.

Гидроудар, чаще всего, становится первым и последним для двигателя. Не стоит крутить руль в сторону луж, если в планах нет покупки нового мотора или капитального ремонта старого.

Что такое гидроудар

Гидравлический удар(гидроудар) представляет собой кратковременное, но резкое и сильное повышение(понижение) давления в трубопроводе(в системе водоснабжения) при внезапном торможении(ускорение) двигавшегося по нему потока жидкости.

Гидроудар в системе водоснабжения

Простыми словами гидроудар-это резкий скачок давления в трубах

Гидравлический удар бывает:

  • Положительный – когда давления в трубопроводе очень резко повышается. Это может произойти, при быстром закрытие крана(вентиля, задвижки) или включения насоса.
  • Отрицательный – когда наоборот, происходит понижение давления в водопроводе, из-за того, что открыли кран или выключили циркуляционный насос.

Наибольшую опасность для водопровода представляет положительный гидроудар. Допустим вы открыли кран и помыли посуду. Закончили мыть, вода вам не нужна, закрыли кран.

При этом в водопроводе происходит следующее. Водный поток некоторое время, по инерции, течёт с прежней скоростью. Потом сталкивается с преградой (кран ведь закрыли). И «ударяясь» об эту преграду, образуется обратная волна. А так как вся система водоснабжения герметична. У этой обратной волны происходит столкновение с водным потоком идущим на встречу. В результате получается гидроудар.

Самые первые признаки гидроудара – глухие стуки и щелчки, слышимые при открытие или закрытие крана. Появления подтеков в местах соединения водопроводных труб или подтекающие краны.

Причины возникновения гидравлического удара

Основными причина , возникновения гидроудара системе водоснабжения:

  • Резкое перекрытии запорной арматуры(кранов, вентилей, задвижек.
  • Поломка или отключение циркуляционного насоса, насосной станции.
  • Воздушные пробки в системе водопровода.
  • Перепады сечения водопроводных труб.

В основном, гидроудар происходит при резком закрытии запорной арматуры. Вода проходит по трубам с постоянным давлением, но когда происходит резкое перекрытие водного потока. Давление воды на стенки труб увеличивается в несколько раз.

И в результате, могут лопнуть трубы или придут в негодность уплотнители резьбовых соединений и запорные элементы.

Трещина в трубе-после гидроудара

Конечно, резко закрытый кран не единственная причина возникновения гидроудара. Похожая ситуация бывает когда в системе остаётся воздух. В тот момент когда открывается кран, вода сталкивается с пробкой из воздуха.

И эта воздушная пробка в условиях замкнутого пространства выступает амортизатором. Вследствие чего с огромной силой выталкивает воду и происходит удар.

Также появление гидроударов могут спровоцировать трубы разного диаметра. Перепады давления, если трубы не приведены к общему знаменателю, гарантированы

Последствия гидроудара

Давление выше допустимой нормы критично для труб и их соединений. Запорная арматура тоже может выйти из строя.

От первого гидравлического удара, повреждение водопровода, обычно не происходит. Ведь изделия для водоснабжения изготавливаются с запасом, в случае повышения давления. Но последующие гидроудары будет бить в то же самое, слабое место. И в какой — то момент труба или запорная арматура выйдут из строя.

Если прорыв водопровода произошёл в квартире многоквартирного дома, то произойдет затопление, будет повреждено имущество, вашей квартиры и соседей снизу.

Последствия гидроудара- затопило квартиру

В случае повреждения центрального водопровода Может произойти отключения нескольких домов или района. То это уже чрезвычайное положение. Так как жильцы многоквартирных домов останутся не только без питьевой воды, но и без канализации.

Ну а если в результате гидроудара повреждается труба горячего водоснабжения. То это может привести к серьёзным ожогам.

Как определить гидравлический удар мотора?

Даже несколько миллилитров H2O, если поршень находится в ВМТ (верхней мертвой точке), могут вывести из строя устройство. Диагностируют поломку чаще всего по резкой остановке движка и выливающейся из патрубка воде.

Причины гидроудара двигателя

Влага проникает через моторный отсек в воздуховод (например, при переезде речки вброд или прохождении глубокой лужи на скорости). Попадание через горючее невозможно — топливная система оснащена несколькими ступенями фильтрации. Форсунки тоже препятствуют появлению H2O в цилиндрах.

Что значит гидроудар движка для спортивных авто? Чаще рассматриваемой неисправности подвержены именно такие “тачки” и их аналоги. Дело в том, что элемент нулевого сопротивления обладает высокой пропускной способностью (не способен задержать мелкие фракции H2O, поэтому рекомендуют дополнительно использовать специальное масло-блокатор). Также воздуховоды на “спорткарах”, как правило, монтируют низко. Общий вывод — при езде избегайте глубоких луж.

Симптомы гидравлического удара

Когда части силового агрегата сталкиваются с H2O, запчасти разрушаются или деформируются (уменьшаются в длине). Как узнать, был ли гидроудар в двигателе? О наличии неприятности сигнализируют:

  • H2O в коллекторе впуска;
  • искривленная гофра воздушного фильтра;
  • толстый или неравномерный слой нагара (после гидроудара двигатель работает, но на головке “копоти” больше, чем в других местах — машина нуждается в ремонте);
  • деформированный шатун;
  • вкладыши коленвала затерты по краям.    

Где может возникнуть гидравлический удар.

При закрытии шаровых кранов.

В случае резкого закрытия шарового крана, жидкость в трубе резко изменит скорость движения. При этом внутри трубы появляется ударная волна, которая распространяется в обратную сторону относительно направления движения жидкости. В этом случае ударная волна будет двигаться пока не остановится об обратный клапан или не будет погашена специальным гасителем гидроударов.

При выключении скважинных насосов.

Во время работы погружной скважинный насос подают воду в напорную магистраль, первый участок которой уходит вертикально вверх. Протяженность такого вертикального участка может достигать десятков метров. После остановки насоса, вода под действием силы тяжести устремляется обратно к насоса. При этом может возникнуть гидравлический удар. Для предотвращения такого гидравлического удара на выходе насоса устанавливается обратный клапан.

В гибкой подводке на смесителях.

При резком закрытии смесителя, к которому подключена резиновая гибкая подводка, в ней может возникнуть явление прямого гидравлического удара. В результате подводка может лопнуть. Для предотвращения таких проблем лучше установить подводку из нержавеющей стали.

При резком открытие вентилей на радиаторе отопления.

Если после установки радиатора резко открыть регулирующие вентиля или шаровые краны, то в результате внутри радиатора резко возрастает давление воздуха. Последствия у этого будут плачевные — обычно лопается первая или вторая секция радиатора. Наблюдается такое явление у алюминиевых радиаторов, биметаллические радиаторы повредить таким образом сложнее. Читайте подробнее о радиаторах.

Гидроудар – что это? И его последствия

Гидроудар может возникать в любой коммуникации (не только в водопроводе) по причине практической несжимаемости воды. Для перекрытия водяного потока, который изливается из смесителя на кухне, достаточно просто повернуть кран. При этом вода наткнется на неожиданную преграду и образует обратную волну. Ввиду герметичности магистрали деваться воде больше некуда, следовательно, ее энергия будет сталкиваться со встречными потоками, ведомыми пресловутой инерции. Сама сила удара, возникающая в результате подобного столкновения, обуславливается тем, что сжатие неспособно поглотить энергию, возникающую при взаимодействии потоков. Хотя если говорить о водопроводах незначительного диаметра, то в них такие явления проявляются по минимуму.

Фото — последствия гидроудара в системе водоснабжения и отопления

Другое дело – большие (как по диаметру, так и по длине) жесткие трубы, большая скорость потока или же внезапное перекрытие просвета на определенном отрезке магистрали. В принципе, такие удары могут сглаживаться специальными компенсаторами либо эластичностью того материала, из которого выполнен трубопровод. Более того, даже воздушные пробки, находящиеся в контуре, способны амортизировать подобные скачки. Хотя энергия удара во всех случаях останется прежней, она будет только меньше воздействовать, чего более чем достаточно, дабы избежать повреждений.

Обратите внимание! В основе большей части защитных механизмов и оборудования лежит как раз сглаживание силы точка водяной массы

Причины возникновения гидроудара

Известны два частых случая, по которым может произойти гидравлический удар:

  1. Те ситуации, когда автомобиль преодолевает такую водную преграду, уровень воды которой выше места расположения воздухозаборника под капотом.
  2. По второму сценарию событий автомобиль стремительно проезжает через глубокую лужу или впадину на дороге.

В обоих случаях уровня вполне воды хватает для проникновения в полость воздушного фильтра и она переходит в камеры сгорания.

Важно помнить, что порой гидроудар может возникнуть и в результате различных неисправностей деталей механизма. К ним можно отнести трещины ГБЦ или БЦ, а также деформации прокладок ГБЦ, при которых происходит утечка жидкости из охлаждающей системы двигателя

Например, автомобиль находился в состоянии длительного простоя. За этот период влага успела накопиться в секции над поршнем. В момент внезапного запуска мотора при наличии дефектов может наступить гидравлический удар.

Если вы долго не пользовались машиной, проведите первичный осмотр, чтобы уберечь двигатель от вынужденного ремонта

Уделите внимание уровню ОЖ и проанализируйте цвет выхлопных газов. Если не выявлено других утечек, а в расширительный бочок все равно приходится доливать жидкость, или двигатель дымит густым белым дымом, то, скорее всего, есть проблемы с прокладкой, деформации или трещины.

Важно! Гидроудар может возникнуть и из-за того, что моторное масло попало в цилиндр при неисправности турбины.

Что делать при гидроударе двигателя

В жизни вы не спутаете гидроудар с обычной неисправностью. При переезде лужи об остановке автомобиля вас известит характерный звук (хлопок). Многие водители по неопытности сразу пробуют завести мотор. Это большая ошибка! Ни при каких обстоятельствах после хлопка не следует поспешно возобновлять работу двигателя.

Прежде чем решить, что же делать, определим варианты происходящего:

  1. Вы внезапно получили гидроудар двигателя, его заклинило.
  2. Случился гидравлический удар, двигатель заклинило, одновременно с этим искривлённый шатун пробивает блок цилиндров.
  3. Вы полагаете, что в мотор уже попала вода, его не заклинило, просто заглох.

В первом и втором случае необходимо руководствоваться правилом «не навредить», срочно вызвать эвакуационную службу, которая доставит машину на место сервисного обслуживания.

Самый благоприятный только последний случай. Значит, двигатель заглох, так и не успев получить гидравлический удар внутри механизма. Возможно, вода попала в цилиндры, но уже в то время, когда мотор не работал. В этом случае есть шансы справиться своими силами.

Что можно делать после гидроудара самостоятельно? Первое, что нужно предпринять, выкатить машину на сухое место, не забудьте при этом установить знак аварийной остановки. Затем потребуется просушить свечи, для чего их выкручивают из двигателя.

Примечание! Владельцы автомобилей с дизельными моторами должны помнить, что для них последствия гидроудара более серьезные, чем у бензиновых агрегатов. В таким моторах отсутствуют свечи зажигания, а значит, и нет способа быстро продуть цилиндры. Поэтому выход здесь один – не гадать, что делать при гидроударе дизельного двигателя, а оперативно доставить авто в мастерскую.

Далее разберите корпус воздушного фильтра и удостоверьтесь, он сухой или влажный. Если обнаружится, что фильтр промок, то это говорит о том, что вода могла проникнуть и в двигатель, то есть вероятность гидроудара оказывается очень высокой.

Если вы опытный автолюбитель и хорошо знаете, что делать при гидроударе ДВС, то можно провернуть коленчатый вал. Знайте, что нельзя приводить в действие мотор, пока через свечные отверстия будет вытекать вода. Подождите, пусть все стечет, потом попробуйте завести автомобиль и дайте поработать мотору в холостую.

Но все-таки лучше обезопасить себя от возможного вреда двигателю, не стоит торопиться и делать ошибки. Вызывайте эвакуатор и отправляйтесь на ближайшую станцию техобслуживания, где опытные специалисты знают, что делать при гидроударе машины, смогут просушить двигатель и цилиндры, заменить фильтры и спасти мотор вашего автомобиля.

Стоит отметить, что выше описан наилучший вариант развития событий для водителя, когда требуется только просушить двигатель и заменить фильтр. Однако зачастую гидроудар приводит к важным проблемам – повреждению блока цилиндров, искривлённым шатунам и серьезному ремонту.

В тот момент, когда передняя часть машины пробыла более 10 секунд под водой, можно сказать с 100 % уверенностью, что вода все-таки окажется в двигателе

Важно вовремя принять защитные меры и снизить негативные последствия для двигателя машины от гидроудара.. Совет: самостоятельно удалить воду, попавшую в дизельный мотор, вам вряд ли по силам

Для этого понадобится специальное оборудование.

Совет: самостоятельно удалить воду, попавшую в дизельный мотор, вам вряд ли по силам. Для этого понадобится специальное оборудование.

Расчет гидравлического удара

Прямой гидравлический удар бывает тогда когда время закрытия задвижки t3 меньше фазы удара T, определяемой по формуле:

T=2lCu{\displaystyle T={\frac {2l}{Cu}}}

Здесь l{\displaystyle l} — длина трубопровода от места удара до сечения, в котором поддерживается постоянное давление, Cu{\displaystyle Cu} — скорость распространения ударной волны в трубопроводе, определяется по формуле Н.Е. Жуковского, м/с:

Cu=Ep11+EEtrDhk{\displaystyle Cu={\sqrt {\frac {E}{p}}}{\frac {1}{\sqrt {1+{\frac {E}{Etr}}{\frac {D}{h}}k}}}}

где E{\displaystyle E} — модуль объемной упругости жидкости, p{\displaystyle p} — плотность жидкости, Ep{\displaystyle {\sqrt {\frac {E}{p}}}} — скорость распространения звука в жидкости, Etr{\displaystyle Etr} — модуль упругости материала стенок трубы, D{\displaystyle D} — диаметр трубы, h{\displaystyle h} — толщина стенок трубы.

Для воды отношение EEtr{\displaystyle {\frac {E}{Etr}}} зависит от материала труб и может быть принято; для стальных — 0.01; чугунных — 0.02; ж/б — 0.1-0.14; асбестоцементных — 0.11; полиэтиленовых — 1-1.45

Коэффициент k{\displaystyle k} для тонкостенных трубопроводов применяется (стальные, чугунные, а/ц, полиэтиленовые) равным 1. Для ж/б

k=11+9.5a{\displaystyle k={\frac {1}{1+9.5a}}},

a=fh{\displaystyle a={\frac {f}{h}}} коэффициент армирования кольцевой арматурой (f{\displaystyle f} — площадь сечения кольцевой арматуры на 1м длины стенки трубы). Обычно a=0.015−0.05{\displaystyle a=0.015-0.05}
Повышение давления при прямом гидравлическом ударе определяется по формуле:

P=pCuVo{\displaystyle P=pCuVo}

где Vo{\displaystyle Vo} — скорость движения воды в трубопроводе до закрытия задвижки.

Если время закрытия задвижки больше фазы удара (t3>Т), такой удар называется непрямым. В этом случае дополнительное давление может быть определено по формуле:

P=2pVolt3{\displaystyle P={\frac {2pVol}{t3}}}

Результат действия удара выражают также величиной повышения напора H, которая равна:

при прямом ударе H=CuVog{\displaystyle H={\frac {CuVo}{g}}}

при непрямом H=2Volgt3{\displaystyle H={\frac {2Vol}{gt3}}}

Природа гидроудара, возможные причины

Владельцы частных домов с неграмотно устроенными инженерными коммуникациями часто слышат характерное пощелкивание и стук, которые сигнализируют о том, что в замкнутой системе произошло кратковременное резкое повышение давления в результате внезапного прекращения движения жидкости по контуру или внезапного возобновления ее циркуляции.

Когда поток жидкости, двигающийся с определенной скоростью, сталкивается с преградой (воздухом или запорной арматурой), скорость его меняется не сразу, а вот объем быстро увеличивается, давление растет и иногда достигает 10 и более атмосфер. Если «излишкам» деваться некуда, то возникает риск разрыва трубы.

Возможные причины гидроудара:

  • запуск, остановка и поломка насоса или его аварийное отключение;
  • воздух в системе;
  • резкая остановка потока жидкости в контуре, вызванная быстрым открытием-закрытием запорной арматуры: кранов, задвижек и т.д.

Последняя причина наиболее типична с тех самых пор, как вентильные краны, с их плавным ходом, заменили более современные и «резкие» шаровые собратья.

С точки зрения профилактики гидроудара вентильные краны эффективнее шаровых

В случае если из системы не выведен воздух, то при открытии шарового крана происходит столкновение воздушной массы и практически несжимаемой жидкости, в итоге значение давления может возрасти до нескольких десятков атмосфер. Такая регулярная «проверка на прочность» очень негативно сказывается на состоянии системы в целом и труб в частности, итог предсказать нетрудно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector