Скупка автомобильных катализаторов

Катализаторы и пламегасители

Не люблю что-то оставлять на потом, поэтому решено было выбить катализаторы, поменять прошивку на ЕВРО-2 и поставить пламегасители.

Делал в таком порядке:

  1. Поменял прошивку на евро-2 в первую очередь, стоило мне это 2000 рублей. Не стоит удивляться, как мне сказал «прошивщик» — на субаровские двигатели 2,5 литра эта прошивка недорогая в виду его простоты и надежности! А если бы двигатель был 2.0 литровый, то эта процедура стоила бы 8000 рублей.
  2. Начал поиски фирмы в Новосибирске, кто выбьет каталики и поставит хорошие пламегасители.
  3. Нашел, договорился за 11 000 рублей — выбить 2 катализатора, и поставить хорошие заводские пламегасители, 1000 рублей еще сделали скидку.
  4. Промыл топливную систему, поменял все фильтра
  5. Сдал катализаторы

В общем, т.к. рассказ мой про то как я сдавал катализаторы, то я пропущу первые 4 пункта и напишу про 5 «сдачу катализаторов».

Что такое катализаторы и зачем они необходимы

Устройство цилиндрической или бочкообразной формы входит в систему отвода отработанных газов и встраивается возле выпускного коллектора. Причина, зачем принимают катализаторы от авто, очевидна: в них используются сплавы драгоценных, редких металлов.

Конструктивно этот компонент состоит из корпуса и встроенных в него 2 рабочих блоков с внутренними сквозными отверстиями в виде сот. Блоки работают при высоких температурах, поэтому между ними и контуром предусмотрена тепловая изоляция. Внутренняя поверхность ячеек покрывается сплавами:

  • 1 блок — иридия и платины;
  • 2 блок — родия и палладия.

Отработанные газы, проходя через соты, разогревают их до температур 800-850 °С, после чего катализаторы (покрытие) активизируются. Чтобы прогреть блоки до этой температуры, автомобиль должен проехать 10 км, все это время они инертны. В активной фазе опасным являются превышения в сгораемой смеси непрогоревшего бензина, увеличенная концентрация масел, сажи и т. д. В свою очередь, катализатор оказывает влияние на двигатель и в обратном порядке, поэтому на входе и выходе устройства встроены датчики, помогающие оптимизировать рабочую топливную смесь.

Основными веществами загрязнения являются окислы азота, углерода и более сложных групп углеводородов. При соприкосновении этих соединений с активной поверхностью происходит перестройка атомов в сторону более сильных молекулярных связей. Соединения окиси азота распадаются на азот и кислород, а углекислый газ СО соединяется с освободившимся атомом кислорода, заканчивая реакцию и превращаясь в углекислоту СО2 (используется для заправки газированной воды).

Общая площадь, взаимодействующая с газами, по размерам соответствует большому футбольному полю. Даже если толщина слоя измеряется в микронах, то здесь их объемы будут немалыми, поэтому сдать катализатор выгодно для владельцев транспорта, а принять их – и самим перерабатывающим предприятиям, поскольку добыча этих металлов ограничена.

Каковы реальные перспективы развития бизнеса на б/у катализаторах?

Сегодня в интернет-ресурсах достаточно часто можно встретить объявления о покупке пришедших в негодность автокатализаторов. Согласно последним данным статистик, в Европе спрос на б/у конверторы растет из года в год. И это неспроста. Такой бизнес очень быстро окупается.

Как было сказано ранее, катализаторы, особенно те, которые установлены в современных европейских автомобилях, насыщены драгоценными металлами. К примеру, автомобили китайских и японских товаропроизводителей содержат на 15% меньше платины, чем европейские. А конверторы отечественных транспортных средств содержат на 40% меньше родия, чем европейские. В автокатализаторах американских автомобилей также на 50% меньше драгоценных металлов, чем в европейских. Для тех, кто забыл европейские марки авто, напомним – это BMW, Audi, Citroen, Volkswagen, Mersedes-Benz и другие.

В последнее время спрос на платину значительно возрос, и он превышает предложение. Аффинаж драгоценных металлов из пришедших в негодность автокатализаторов становится все выгоднее.

Эксперты многих стран считают, что если государство примет активное участие и сформирует определенные условия для этого вида бизнеса, он в ближайшем будущем выйдет на первые позиции в сфере ресурсосбережения. А создание приемлемого инвестиционного климата позволит ввести в действие разработку энергоемких технологий, которые будут ориентированы на самое результативное извлечение вторичного сырья. И когда этот бизнес станет расширяться, он позволит увеличить переработку конверторов, что повлечет за собой создание других предприятий и увеличение количества рабочих мест.

Такие предприятия смогут также заниматься скупкой отработанных автокатализаторов у специализированных автосервисов и мастерских для последующей переработки. Здесь катализаторы будут вынуждены пройти весь необходимый цикл утилизации для последующего получения более полного списка драгоценных металлов.

Извлечение палладия

С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.

Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.

Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.

В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.

Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.

Без подоходного налога и сборов

Как везти катализатор на переработку — решать автовладельцу. У вас примут устройство как в металлическом корпусе, в котором оно, собственно, и находится в автомобиле, так и непосредственно начинку — керамические или металлические соты, содержащие драгоценные металлы.

Обычно вся процедура сдачи катализатора занимает не более получаса. Но случаются и очереди. Порой можно наткнуться и на пару десятков таких же желающих поменять ненужную деталь на деньги. Чтобы сэкономить время, можно предварительно позвонить в офис, чтобы уточнить нюансы или записаться. Особенно полезно воспользоваться этой опцией тому, кто загрузил в багажник больше, чем один нейтрализатор. Для владельцев крупных партий (а это могут быть юридические лица, обслуживающие автопарк своего предприятия) прейскурант такой же, как и для всех, но есть приятный бонус в виде обслуживания вне очереди.

Потенциальных клиентов в первую очередь интересует ориентировочная стоимость. Чтобы всем было проще, на сайте организации есть таблица с суммами за нейтрализатор той или иной модели автомобиля. Внутренняя справочная база намного шире, ведь за 20 лет своего существования предприятие исследовало тысячи устройств. Автовладелец может связаться с пунктом приема в любом из мессенджеров, назвать буквенно-цифровую маркировку, которая нанесена на конвертер его машины, и таким образом заранее узнать приблизительную цену.

— Первым легально работать с катализаторами на белорусском рынке стало наше предприятие. Для этого даже внесли изменения в законодательство, — объясняет Мирослав Таразевич. — Совет министров в 2010 году принял постановление, которое освободило сдающих катализаторы на вторсырье от уплаты налогов. И вот уже пять лет мы принимаем эти устройства у населения, а люди могут, не беспокоясь ни о чем, получать свои деньги. Главное — не забыть взять с собой паспорт.

Прошивка под ЕВРО2 и обманка – что это значит?

Как я написал сверху — второй датчик кислорода (нижняя лямбда) контролирует вредные выбросы. Их количество сейчас жестко регламентируется Европейскими стандартами, которые получили название «ЕВРО», я сейчас не буду рассказывать о ЕВРО «0-1» нас интересует именно второе поколение.

Итак, что такое ЕВРО2. Ввели его давно, а именно в 1996 году. НА тот момент машины получили инновационную систему, а именно катализатор. Как мы все с вами знаем, со временем он может забиваться, да и топливо тогда было не такое как сейчас, в нем было много серы, что способствовало забиванию сот намного быстрее, и как мы с вами знаем, машина начинала душить сама себя. Тогда инженеры установили датчик кислорода, он был всего один, и нужен был для улавливания CO2 в камере перед каталитическим нейтрализатором.

Если уровень CO2 повышался, это косвенно говорило о том — что катализатор забился (то есть проявляется эффект противодавления) датчик посылал эту информацию в ЭБУ и происходила корректировка зажигания, а именно уменьшение подачи топливной смеси. Таким образом, мощность намного падала, машина не ехала и владелец «волей-неволей» должен был ехать на СТО и менять эту запчасть.

НО как? ДА все просто, уровень CO2 в камере перед нейтрализатором намного падал, датчик кислорода это фиксировал (что все в порядке) и машина ехала бодро и не принужденно. Устраивало это всех, НО ТОЛЬКО НЕ ЭКОЛОГОВ! Поэтому они ввели стандарт ЕВРО3 (сейчас уже существует стандарт ЕВРО5). Что изменилось, да просто появился второй датчик кислорода (нижняя лямбда) за катализатором. Принцип работы здесь такой — первая лямбда (перед фильтром) фиксирует уровень вредных веществ, вторая (после него) должна зафиксировать уровень намного меньший, потому как вредные вещества разложились.

Что делается прошивкой под ЕВРО2? Меняется прошивка в ЭБУ, вместо норм ЕВРО3,4, ставятся нормы ЕВРО2. Суть всех этих действий банальна — просто отключаем вторую нижнюю лямбду (остается только одна верхняя), машина начинает ездить как положено, без занижения мощности.

Но такие вмешательства в прошивку не совсем хорошо. Все дело в том, что выпускают их не сами производители, а «народные умельцы», ладно что просто отключается вторая «лямбда», то есть просто корректировка показаний. А может быть этот программист захочет заложить какие-то не понятные алгоритмы в ЭБУ, мотор от этого точно не выиграет. Тут нужно быть очень осторожным.

Поэтому нашли второй выход, и как я считаю, он более правильный – установка обманки. Что такое обманка – по сути это «проставка» перед вторым датчиком кислорода, она как бы отодвигает его на большее расстояние от выхлопных газов, он фиксирует больше кислорода и начинает работать нормально.

Сейчас есть несколько вариантов обманок:

  • Пустая. Это просто трубка с очень тоненьким отверстием на конце (та часть, которая вкручивается в глушитель), с другой стороны вкручивается датчик кислорода. Через нее проходит ограниченное количество вредных веществ из выхлопа, нет превышений и поэтому CHECK не горит.
  • С мини-катализатором внутри. То есть прямо в «проставке» находятся как бы мини соты, которые также очищают выхлоп именно для фиксирования нормальных значений.
  • Угловые. Это оба описанных сверху вида, только они делаются углом под 90 градусов, нужны для сложных мест.

Плюсами обманки, является то — что не нужно лезть в ЭБУ и менять стандартную прошивку, а также цена (выбил соты, накрутил обманку и все, можно уложиться в 3000 – 5000 рублей).

Как дело обстоит в России?

Да, для отечественных предпринимателей такой бизнес является чем-то новым, предстоит решить множество задач для его внедрения, но его эффективность и прибыльность давно доказана, поскольку количество транспортных средств будет постоянно увеличиваться, а рынок автокатализаторов будет расти и расширяться. И только поддержка подобного проекта государством обеспечит постепенное внедрение новейших отечественных технологий, которые будут способствовать стабилизации экосистемы в разных уголках нашей необъятной страны.

Но надо реально смотреть на жизнь. Сегодня владельцы станций техобслуживания все чаще при обслуживании и замене автокатализаторов не упускают возможность получить прибыль и продают автолюбителям такие устройства. Стоит только набрать нужный номер фирмы и обсудить будущие условия сделки с руководством.

Катализаторы и пламегасители

Не люблю что-то оставлять на потом, поэтому решено было выбить катализаторы, поменять прошивку на ЕВРО-2 и поставить пламегасители.

Делал в таком порядке:

  1. Поменял прошивку на евро-2 в первую очередь, стоило мне это 2000 рублей. Не стоит удивляться, как мне сказал “прошивщик” – на субаровские двигатели 2,5 литра эта прошивка недорогая в виду его простоты и надежности! А если бы двигатель был 2.0 литровый, то эта процедура стоила бы 8000 рублей.
  2. Начал поиски фирмы в Новосибирске, кто выбьет каталики и поставит хорошие пламегасители.
  3. Нашел, договорился за 11 000 рублей – выбить 2 катализатора, и поставить хорошие заводские пламегасители, 1000 рублей еще сделали скидку.
  4. Промыл топливную систему, поменял все фильтра
  5. Сдал катализаторы

В общем, т.к. рассказ мой про то как я сдавал катализаторы, то я пропущу первые 4 пункта и напишу про 5 “сдачу катализаторов”.

Извлечение платины и родия

Один из самых распространенных способов отделения родия и платины из сотовой конструкции – ее выщелачивание с использованием специальных окисляющих смесей в жидком состоянии. Однако данный метод отличается целым рядом недостатков. В первую очередь это то, что кроме драгоценных веществ, в катализаторах также есть окиси алюминия, которые предотвращают полное изъятие платины.

Такая процедура для положительного результата подразумевает многократное выщелачивание и последующую промывку устройства для полного извлечения драгоценной смеси, поэтому требует дополнительных материальных затрат. Кроме того, даже в таком случае не всегда получается извлечь всю платину.

Более современным способом является такой, что основа на переводе металла в растворимое состояние.

Осуществляться это будет путем предварительного смачивания детали в соляной кислоте. Данный процесс проводится при нагревании для циркуляции смеси паров и газа.

К преимуществам такого метода относится простота в реализации и возможность получить максимально возможное для каждой конкретной модели катализатора количество драгоценного металла. А благодаря использованию современных окислителей есть возможность много раз проводить обмывание частиц вещества при помощи такого раствора.

Универсальный катализатор

Что это за зверь «дивный» такой? ДА ребята, все просто

Универсальный – значит подходит практически под любой автомобиль, то есть неважно какой у вас бренд или марка, неважно где он расположен около выпускного коллектора, либо в самой магистрали, нет зависимости от стоимости авто. Вы одинаково и относительно дешево можете его поставить на свою машину

Бывают двух типов:

Уже готовый, с трубами или коллектором, подобранный именно под вашу модель

Просто сам картридж, в котором есть металлический цилиндрический корпус, а в нем соты нового каталитического нейтрализатора

Как видите все уже придумано до нас, про первый вариант, думаю, не стоит рассказывать здесь все и так понятно – открутили свою часть трубы и поставили другой, редко когда нужно немного переварить ваш глушитель. Однако стоимость не всегда низкая, а вот про второй вариант – сменный картридж, стоит рассмотреть подробнее.

Немного теории

Основным предназначением автокатализаторов в транспортных средствах является минимизация вредных выбросов в окружающую среду. В последнее время тема сохранения экологии актуальна как никогда. А вредные выбросы, являющиеся итогом отработки машинного топлива, содержат очень токсичные газы, которые наносят существенный ущерб как экологии нашей планеты, так и всем живым организмам. Поэтому применение катализаторов считается очень полезным. Из чего состоит и как устроено это техническое оборудование?

Из чего состоит автомобильный катализатор

Конвертор или автокатализатор имеет цилиндрическую форму с круглым или эллиптическим сечением, он изготовлен из керамики или металла, а также химических материалов с применением металлов платиновой группы. Насыщенность автокатализатора ценными элементами таблицы Менделеева открывает большие возможности для создания прибыльного дела на отработанных и пришедших в негодность автокатализаторах.

Автокатализатор в разрезе

Из школьного курса химии всем известно, что катализаторами являются определенные вещества, которые способны вызывать какую-либо химическую реакцию или ускорять процесс, при этом не входя в конечный продукт. Таким образом получается, что металлы платиновой группы никуда не исчезают, а наоборот, проявляются на керамической или металлической поверхности в виде тонюсенького платинового слоя. Именно они и проводят доокисление:

углеводородов, которые имеют неприятный запах;

окисей азота, которые могут выпадать в виде кислотных осадков. Они так же, как и углеводороды, участвуют в образовании смога и способствуют возникновению у человека заболеваний дыхательных путей, являются первопричиной образования озоновых дыр;

угарного газа, который кроме ужасно неприятного запаха приводит к общему отравлению организма и может привести к летальному исходу. Это химическое соединение без цвета и запаха очень ядовито;

частиц сажи, имеющих канцерогенное действие.

Кроме всего сказанного, слой автокатализатора минимизирует образование частиц сажи, которые способствуют возникновению у человека онкологических заболеваний.

ПРИМЕНЕНИЕ КАТАЛИЗА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Тот бурный промышленный рост, который мы сейчас переживаем, был бы невозможен без развития новых химических технологий. В значительной мере этот прогресс определяется широким применением катализаторов, с помощью которых низкосортное сырье превращается в высокоценные продукты. Образно говоря, катализатор – это философский камень современного алхимика, только он превращает не свинец в золото, а сырье в лекарства, пластмассы, химические реактивы, топливо, удобрения и другие полезные продукты.

Пожалуй, самый первый каталитический процесс, который человек научился использовать, – это брожение. Рецепты приготовления алкогольных напитков были известны шумерам еще за 3500 до н.э. См. ВИНО; ПИВО.

Значительной вехой в практическом применении катализа стало производство маргарина каталитическим гидрированием растительного масла. Впервые эта реакция в промышленном масштабе была осуществлена примерно в 1900. А начиная с 1920-х годов один за другим были разработаны каталитические способы получения новых органических материалов, прежде всего пластмасс. Ключевым моментом стало каталитическое получение олефинов, нитрилов, эфиров, кислот и т.д. – «кирпичиков» для химического «строительства» пластмасс.

Третья волна промышленного использования каталитических процессов приходится на 1930-е годы и связана с переработкой нефти. По своему объему это производство вскоре оставило далеко позади все другие. Переработка нефти состоит из нескольких каталитических процессов: крекинга, риформинга, гидросульфирования, гидрокрекинга, изомеризации, полимеризации и алкилирования.

И наконец, четвертая волна в использовании катализа связана с охраной окружающей среды. Наиболее известное достижение в этой области – создание каталитического нейтрализатора выхлопных газов автомобилей. Каталитические нейтрализаторы, которые устанавливают на автомобили с 1975, сыграли большую роль в улучшении качества воздуха и сберегли таким образом много жизней.

За работы в области катализа и смежных областей было присуждено около десятка Нобелевских премий.

О практической значимости каталитических процессов свидетельствует тот факт, что на долю азота, входящего в состав полученных промышленным путем азотсодержащих соединений, приходится около половины всего азота, входящего в состав пищевых продуктов. Количество соединений азота, образующихся естественным путем, ограничено, так что производство пищевого белка зависит от количества азота, вносимого в почву с удобрениями. Невозможно было бы прокормить и половину человечества без синтетического аммиака, который получают почти исключительно с помощью каталитического процесса Габера – Боша.

Область применения катализаторов постоянно расширяется

Важно и то, что катализ позволяет значительно повысить эффективность ранее разработанных технологий. В качестве примера можно привести усовершенствование каталитического крекинга благодаря использованию цеолитов

Как получают драгоценные металлы?

Есть несколько способов получить драгоценные металлы из катализатора – это аффинаж и гидрохлорирование, а также способы электрохимической обработки.

Аффинаж в утилизации катализаторов и добыче драгоценных металлов имеет такую же последовательность, как и при получения золота их микросхем. В емкость с концентрированной азотной кислотой помещаются части катализатора с содержанием платины – через несколько дней кислота растворит абсолютно всё, кроме драгоценных металлов.

Аффинаж в данном случае не очень подходит для этого бизнеса, т.к.к нужны промышленные масштабы

Гидрохлорирование, когда хлор воздействует на катализатор в диспергированном растворе или в водной среде, что также позволяет извлечь драгоценные металлы. Этот способ требует навыков и специального оборудования и больше подходит для промышленной добычи.

Электрохимическая обработка – это травление, оксидирование и т.д. Этот способ позволяет избавиться от таких металлов, как хром, олово, свинец, цинк и алюминий. Также относится к промышленным способам утилизации автомобильных катализаторов.

Сразу сделаем важное замечание, что утилизация автомобильных катализаторов и добыча из них драгоценных металлов – дело промышленников, т.к. чтобы при всех затратах на оборудование и материалы выйти “в плюс” нужно считать катализаторы тысячами, а то и десятками тысяч

Существуют специальные приборы для измерения содержания платиноидов методом рентгено-флюоресцентного анализа.

Анализатор содержания металлов

Из чего делают пламегаситель?

Как я уже писал сверху, по сути, он похож на обычный резонатор глушителя. Если разобрать заводские или тюнинговые варианты (а они также есть). Можно выделить несколько основных особенностей:

  • Внутри устанавливаются специальные уловители, еще их называют «воронки» которые снижают скорость горячей газовой струи
  • Внутри стоит специальный поглощающий материал, он снижает звуковые волны
  • Корпус делается двухслойным, между ними устанавливается специальный, жаростойкий наполнитель. Такая конструкция нужна для того чтобы снизить уровень шума, и удалить «звенящий звук» под днищем.
  • Металлы, которые находят в прямом соприкосновении с окружающей средой, делают из коррозионностойких материалов. Они должны прекрасно переносить влагу, грязь, соль, реагенты дорог и прочее. Многие брендовые производители делают корпуса из нержавеющей или с покрытие алюминия стали. Такие пламегасители могут ходить очень долго. Но и цена у них дороже, просто металлических собратьев.

Конечно, можно сделать и своими руками, собственно тут нет ничего сложного. Многие даже не делают замену, а просто выбивают корпус катализатора, и устанавливают туда систему пламегасителя. Почитайте статью про устройство.

Однако в простейшем варианте, это – труба с часто насверленными отверстиями (перфорацией), которая вставляется в металлический корпус. Между ними закладывается специальный наполнитель, обычно выдерживающий высокие температуры, обычно базальтовая вата, через отверстия в трубе проходят звуковые волны, которые вата прекрасно поглощает. Также внутри устанавливаются перегородки, которые «гасят» поток горячих газов – они похожи на лабиринт. Корпус заваривают сверху и снизу, остается только выходы от трубы, есть вход и выход. Как правило, путать их нельзя – ВСЕ РАССЧИТАНО! Пламегасители могут иметь различный по объему корпус, замена должна учитывать объем двигателя и поток выхлопных газов, то есть если поставите маленький, толку от него не будет.

Что делать с неисправным катализатором

Итак, если катализатор забился или его внутренности раскрошились и вылетели в трубу, для водителя есть два пути решения проблемы:

  1. Заменить новым устройством. Оригинал стоит дорого, так как сама внутренняя структура содержит примеси дорогих металлов (платина, палладий). На некоторых моделях цена запчасти составляет до 80 000 рублей. Можно сэкономить и купить неоригинальную деталь, но срок службы у него значительно меньше.
  2. Вырезать и заменить катализатор на пламегаситель. Этот способ выбирает большинство автомобилистов. Он не идеальный, имеет свои минусы, но обходится значительно дешевле. Здесь также есть несколько вариантов: можно удалить катализатор и поставить обманку или отключить в прошивке ЭБУ.

Установка обманки

Обманки бывают механические и электронные.

Механическая обманка по сути представляет собой мини-катализатор, который вкручивается вместе с кислородным датчиком. Монтируется просто, но, к сожалению, подходит не для всех автомобилей.

У такой обманки лямбда-зонда также есть свой срок службы — в среднем до 20 тыс. км. пробега.

Электронная обманка — это полноценный эмулятор сигналов датчика с микроконтроллером. Она действует либо на усреднение показаний реального «кислородника», либо на синхронизацию показаний с первым датчиком.


Установка электронного эмулятора

Электронная обманка более универсальна в том плане, что ее можно изготовить практически на любую модель авто. Правда и минусов у нее больше: не получается учесть все режимы работы двигателя, поэтому неизбежны отклонения в его работе. Ну и поскольку это электроника — неизбежны проблемы с самим эмулятором.

Подробнее про обманки лямбда-зонда читайте в нашем материале.

Чип-тюнинг и программное отключение катализатора

Чип-тюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской программы блока управления на модифицированную версию. Чтобы программно удалить катализатор, в заводской прошивке отключают контроль устройства по датчикам кислорода, корректируются топливные карты и моментные модели. Прошивка Евро-2 отключает второй датчик кислор��да и позволяет вырезать задний катализатор (банк 2), прошивка под Евро-0 отключает первый лямбда-зонд и позволяет удалить катализатор в коллекторе (банк 1).

Отключение катализатора в ЭБУ обязательный этап при удалении устройства. Это позволяет настроить двигатель на правильную работу и исключить появление ошибок навсегда. Вместо катализатора обычно устанавливают пламегаситель или стронгер. Можно дополнительно тюнинговать выпускную систему, поставив паука.


Установленный пламегаситель и новая гофра на Hyundai Tucson 2.7

Дополнительным преимуществом при чип-тюнинге станет улучшение реакции педали газа, повышение мощности и крутящего момента. Так вы достигнете сразу нескольких целей: сэкономите на замене и значительно улучшите динамику авто.

Смотрите как выполняется отключение и удаление катализатора на Kia Sorento 3.3:

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках. 

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Из чего состоит катализатор?

Внутри корпуса данного устройства располагается металлическая или керамическая конструкция, что состоит из множества сот. Сверху их покрывают тонким слоем металла.

Подобная конструкция запчасти способствует увеличению площади поверхности, что контактирует с выхлопными газами. В результате наличия на этой поверхности специального каталитического слоя происходят химические реакции, превращающие вредные газы в экологически чистые.

Металл, который покрывает соты – это сплав драгоценных металлов: платины, родия и палладия, что имеют достаточно высокую стоимость. Скажем так — они превышают стоимость золота как минимум в два раза.

«О, круто» — скажите вы, побежал ломать, свой отработанный фильтр! Ребята не все так просто.

Сколько весят и сколько стоят катализаторы

Наверняка многих интересуют вопросы – сколько весят мои (Ваши) катализаторы, за сколько можно сдать максимально выгодно и т.д. Сразу скажу, чем Вы ближе к центру нашей страны, тем дороже у Вас примут каталики, чем Вы дальше от Москвы, тем цена будет ниже… в Новосибирске, максимум на что можно рассчитывать – это 3000 рублей за килограмм! Видимо палладий (а именно он содержится в катах, если я не ошибаюсь) в Москве стоит дороже

Кстати, вот неплохая статья под названием “Рассуждаем на тему бизнес на автомобильных катализаторах” – пока люди рассуждают, другие уже зарабатывают

Перед тем, как оставить машину, я мастерам строго настрого сказал, что катализаторы я заберу – в ЛЮБОМ ВИДЕ! Почему в любом виде, читайте про лом катализаторов здесь.

Вот, что получилось – на фото ниже мои катализаторы – где какой – 1й или 2й (по ходу от коллектора к выхлопу) уже и не помню, скорей всего маленький, который немножко оплавился – это первый, т.к. получает на себя весь “удар” и выхлопы с более высокой температурой.

2 катализатора от Субару Форестера 2008 года

Немного оплавленный катализатор от Субару Форестера 2008 год SH5, SH9

2-й катализатор как новый

Во втором катализаторе виден даже просвет – на вид просто идеальный и новый катализатор, но, как мне сказали специалисты, визуально он может быть отличным, но со своими функциями (дожиганием топлива) может уже не справляться.

В этом катализаторе виден даже просвет – на фото по центру катализатора

Теперь о цене. Долго я искал в Новосибирске, куда можно сдать катализаторы. Обзвонил много фирм – цены везде от 2000 до 3300 (а где-то и до 2000) рублей за килограмм и после спектрального анализа специальным пистолетом – анализатором металлов. Цены указаны на конец 2017 года.

Смущало меня одно – почему цены в Москве на катализаторы по 4-5-6 и даже по 10 тыс рублей за килограмм, а у нас в Новосибирске 3000 рублей – это максимум! Думал уже в Москву товарищу отправить – пусть там сдаст и мне деньги пришлет :)) – глупость, конечно. И тут, хоть возмущайся, хоть удивляйся – дороже 3000 рублей я не нашел.

Ниже видео, как анализировали и принимали мои каталики:

Итак, после взвешивания оказалось, что маленький весит – 300 грамм, а большой весит 500 грамм, итого 800 грамм! Неплохо, я думал там всего грамм 400-500. Кстати, весА мне не показали, человек приемщик делал все молча, ничего не показывал и не объяснял. Позже я попросил ознакомить меня с показателями анализатора – т.е. провести тест при мне еще раз, чтобы я видел состав, но мне было отказано – не положено, якобы, сказал грузный дядька – камеры, злой босс, все дела. Ну и х.. с тобой, подумал я.

Кстати, забыл сказать, что в итоге проблема мне обошлась в 10 000 рублей. Вот математика:

  • 2 000 рублей прошивка ЕВРО-2;
  • 10 000 выбить каталики и поставить пламегасители;

ИТОГО: 12 000 (прошивка и работа с пламегасителями) – 2 000 (деньги за лом катализаторов) = 10 000 рублей.

Относительно недорого, тогда как на РАВ-4 тех же годов люди отдают по 18 000 рублей, а про лексусы вообще промолчу :))

Вес и цена катализаторов Subaru Forester SH9

Почему я просил показать состав каталиков, а потому, что от него напрямую зависит цена и варьируется она от 2000 рублей до 3300 рублей за килограмм (это именно в этом пункте приема). В итоге, у меня приняли – маленький по 3000 рублей, а большой по 2000 рублей за кило. Обманули меня или нет – я так и не понял, в итоге забрал деньги в сумме 1900 рублей и забыл про несчастные катализаторы Субару Форестера навсегда. Теперь езжу с прошивкой ЕВРО-2 и загаживаю природу…. аж самому стыдно.

Признаки забитого катализатора

Контроль работы устройства осуществляется на основании показаний двух кислородных датчиков (лямбда-зондов): один стоит до самой банки катализатора, второй сразу на выходе. Собственно по данным этих датчиков ЭБУ формирует топливо-воздушную смесь, чтобы добиться «лучшего» сгорания вредных веществ в «отработке».

Если данные второго кислородного датчика будут сильно отличаться от данных первого, либо один из лямбда-зондов выйдет из строя, на панели загорится Check Engine. Диагностика покажет следующие ошибки катализатора:

  • P0420–P0424 — ошибки, сообщающие о низкой эффективности катализатора (банк 1),
  • P0425–P0429 — ошибки датчиков температуры и лямбда-зондов (банк 1),
  • P0430–P0434 — низкая эффективности катализатора (банк 2),
  • P0435–P0439 — ошибки датчиков по второму катализатору.

Горящий «чек» и соответствующие ошибки — это самый главный сигнал, что конвертер надо менять либо удалять. Но еще до «чека» водитель может диагностировать проблему по характерным умирающему катализатору симптомам:

  • снижение мощности двигателя,
  • повышенный расход топлива,
  • движок может глохнуть из-за скопления выхлопных газов,
  • низкие обороты на холостом ходу,
  • шум в выпускном тракте, глушителе.

Если продолжать эксплуатировать автомобиль с забитым катализатором, могут появиться трещины или вовсе разрывы труб в выпускном коллекторе из-за высокого давления, так как «отработке» деваться некуда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector