Вылет диска et: что это такое и на что влияет

Соответствие потребностей автолюбителя и возможностей производителя

Рекомендации производителей

Вопрос о том, какое отклонение от рекомендаций автопроизводителя является допустимым, является на самом деле довольно спорным. Многие производители настаивают на полном соответствии, некоторые вполне допускают разбег вылета в пределах +/- 5мм., а есть модели, для которых рекомендованный вылет меняется в зависимости от модификации. С чем связано желание производителя не допускать отклонение от рекомендованных параметров?

Еще пару десятков лет назад при конструировании автомобилей закладывался значительный запас прочности, что позволяло узлам и агрегатам автомобилей выдерживать некоторые перегрузки без ощутимого урона. Сегодня от точности расчетов нагрузок, воздействию которых подвергаются детали авто, зависит уровень прочности материалов, выбор технологий, с помощью которых эти детали изготовлены, а соответственно – конечная цена автомобиля.

В условиях жесткой конкуренции автопроизводители вынуждены экономить, чтобы повысить ценовую привлекательность своих моделей, поэтому нагрузки на все элементы рассчитываются очень точно, и даже сравнительно небольшое несоответствие рекомендованных параметров может привести к увеличению нагрузки, соответственно – к поломке детали. Посчитано, что если вылет диска уменьшается на 50 мм, это приводит к увеличению нагрузки в полтора раза. Естественно, что подобное расхождение приводит к скорому выходу подвески из строя.

Этим же объясняется различный вылет для автомобилей одной модели, но укомплектованных разными двигателями. Отличается вес двигателей, соответственно, нагрузка на подвеску будет неодинаковой, изменяются силы и векторы их приложения. Однако в подобных случаях разница в значении рекомендованного вылета редко превышает +/- 5мм.

Рекомендации продавцов дисков

Продавцы дисков, в свою очередь, не торопятся заверять своих клиентов в необходимости неукоснительно следовать рекомендациям автопроизводителей, и в этом также есть свой резон.

  • Во-первых, среди изобилия моделей автовладельцу довольно непросто отыскать комплект дисков, параметры которых идеально соответствуют рекомендациям производителя авто. То есть, владельцу авто приходится чем-то жертвовать, приобретая менее красивые диски или же диски наиболее выгодной конфигурации, но не вполне соответствующие требованиям по вылету;
  • Во-вторых, расхождение в несколько миллиметров действительно лишь в минимальной степени приводит к увеличению нагрузки на подвеску. Сложно представить, чтобы один или два миллиметра могли бы стать причиной серьезных перегрузок;
  • В-третьих, использование колесных проставок позволяет нивелировать расхождения, сводя к минимуму возможный вред для подвески и резины.

Поэтому небольшой разбег по вылету, все же, является допустимым, чем и пользуются мастера тюнинговых компаний и «продвинутые» автовладельцы, которые стремятся максимально усовершенствовать эксплуатационные качества своих авто. Максимально допустимым в большинстве случаев является отклонение на +/- 5мм, однако для некоторых моделей даже это является слишком большим отклонением. Поэтому наилучшим вариантом было бы точно следовать рекомендациям производителя, что гарантированно помогло бы избежать проблем с подвеской (в результате изменения вылета).

Силы воздействующие на элементы подвески

Абсолютно на любой элемент подвески действует несколько разнонаправленных сил. И вполне естественно, что этот список увеличивается с усложнением конструкции, чем очень отличаются современные машины. Поэтому мы предлагаем к рассмотрению наиболее простой пример, где ступица крепится к кузову посредством рычага и стойки с амортизатором (система МакФерсона).

Сила оказывающая воздействие на колёса направлена вверх от плоскости по которой движется автомобиль, а масса машины распределяется между всеми колёсами. При этом, точками приложения указанных сил являются центры площади контактного пятна покрышек. И если допустить, что подвеска и углы схождения-развала в идеальном состоянии, а колёса хорошо сбалансированы, то эти центры будут располагаться на оси симметрии каждого колеса. Именно в это место и должна опускаться ось стойки амортизатора.

Далее всё просто. Действующая сила соответствует доле массы авто, приходящейся на колесо. Она направлена от земли и создаёт моменты в рычагах, ступичном подшипнике, а также стойках с амортизаторами. В первых двух случаях это будет растяжение, а в последнем — сжатие. Все эти моменты тщательным образом просчитываются на этапе разработки и создания конструкции. Естественно для каждой детали предусматривается запас прочности, но выше уже упоминалось, что он постоянно уменьшается из-за повсеместного стремления снизить себестоимость производства.

При изменении расчётного вылета, силы меняют свою величину и направленность, ведь уменьшение вылета расширяет колёсную базу, а увеличение – сужает. Это влечёт смещение рулевой оси и изменение параметров поворота руля, моментов сил и векторов их приложения. Также данный аспект негативно влияет и на износостойкость покрышек, манёвренность и управляемость транспортным средством. В комплексе же все указанные факторы приводят к тому, что подвеска эксплуатируется в режиме, который не был предусмотрен автопроизводителем. Снижается уровень безопасности вождения, а также резко падает срок службы большинства элементов конструкции.

В заключение скажем следующее. Если новое колесо с вылетом, не совпадающим со штатным, легко садится на ступицу вашего автомобиля – это не повод безбоязненно его использовать. Нельзя сказать, что эксплуатация транспорта в подобном оснащении будет безопасной. Выходом могут стать колёсные проставки, но только если вылет больше штатного, и вы смогли отыскать подходящие проставки, что зачастую весьма проблематично.

Влияние ширины диска и его вылета ЕТ на ходовые характеристики

Каждому владельцу автомобиля, который задумался об установке диска с нестандартным вылетом, стоит задуматься о последствиях, и в частности, что может произойти после их установки, а также на что конкретно вылет диска влияет:

  • Смещение рулевой оси;
  • Резкий износ подшипников, раньше положенного срока;
  • Кардинальное изменение прежней заводской управляемости;
  • Изменение срока службы шин и всех частей и комплектующих подвески.

Все эти причины непросто слова, они основываются на законах физики. Ведь известно что масса любого четырёхколёсного механизма в целом распределена на все её колеса. Точка приложения силы направлена на основание соприкосновения дорожного покрытия непосредственно с колесом.

Даже если предположить теоретически, что ходовая и подвеска абсолютно исправны, то через это основание будет проложен вектор оси колеса. В туже точку направляется и линия вектора амортизатора автомобиля, расположенного в стойке.

Зачем устанавливать диски с другим вылетом

Установка колес с уменьшенным вылетом способствует повышению устойчивости и, как следствие, колесной базы автомобиля. Таким образом, автомобиль способен уверенно поворачивать и обладает высокой устойчивостью на дороге. С некоторыми изменениями в подвеске и повышается общий комфорт при движении, но это также меняет работу пружин, рычагов, тормозов, износ подшипников, ступицы и другие параметры управляемости.

Иногда установка дисков с меньшим, относительно стандартным вылетом позволяет снизить вес подвески и тем самым улучшить динамику и расход топлива в определенных режимах.

С увеличением вылетов колея уменьшается, и, если вы делаете это без предварительных расчетов, колесо может просто упираться в суппорт тормоза или касаться внутренней стороны колесной арки.

Увеличенный вылет также влияет на работу подвески агрегатов и ходовой части автомобиля. Как правило, колеса меньшего размера и диаметра устанавливаются на некоторые версии автомобилей в зимний период эксплуатации, однако эффективность этого явления не доказана, а в процессе тюнинга уменьшенные версии практически не используются.

Если говорить о том, какие диски выбрать, то в этом случае все зависит от модели автомобиля, возможностей тюнинга и других факторов. Есть диски которые изготавливаются методом горячего тиснения, вторые – под высоким давлением и обработкой металла.

Кованные сильнее и легче, но это не значит, что они подходят для всех моделей автомобилей, все зависит от ситуации. При выборе диска необходимо учитывать значения и расшифровку маркировки в соответствии с международными стандартами, где:

  • ET – «Вылет диска» может быть обозначено как Смещение внутреннее или выступающее
  • B – это мера ширины диска между краями ободов (измеряется в дюймах. 1 дюйм = 2,34 сантиметра
  • «J» – это специальный служебный символ, который обозначает конструктивные особенности конкретной модели
  • «D» – диаметр монтажной шины, «d» – диаметр отверстия для ступицы колеса

Следует добавить, что есть случаи, когда диски с увеличенным или уменьшенным вылетом без проблем встают на стандартную ступицу колеса. Однако это не означает, что их использование будет безопасным для различных элементов подвески.

Инженеры автопроизводителя тщательно рассчитывают все моменты поведения колеса, ступиц, амортизаторов, рулевых наконечников, рычагов и т. д., Поэтому использование дисков с размерами, не рекомендованными производителем, может значительно сократить общий срок службы всех этих частей.

Как выбрать диск колеса

При выборе того или иного диска зачастую у автовладельцев возникает проблема — как правильно подобрать диска в соответствии с имеющейся резиной. Разберем на конкретном примере покрышки с маркировкой 185/60 R14. Ширина обода в соответствии с требованиями должна быть на 25% меньше ширины профиля покрышки. Соответственно, необходимо от значения 185 отнять одну четверть и перевести полученное значение в дюймы. В результате получится пять с половиной дюймов.

Обратите внимание, что для колес с радиусом не более 15 дюймов допускается отклонение по ширине от идеальных условий не более, чем на один дюйм. Если же колесо радиусом более 15 дюймов, то допустимая погрешность может составлять полтора дюйма.. Таким образом, после приведенных расчетов можно утверждать, что для покрышки 185/60 R14 подойдет диск радиусом 14 дюймов и шириной 5,5…6,0 дюйма

Остальные перечисленные выше параметры необходимо уточнять в технической документации к автомобилю

Таким образом, после приведенных расчетов можно утверждать, что для покрышки 185/60 R14 подойдет диск радиусом 14 дюймов и шириной 5,5…6,0 дюйма. Остальные перечисленные выше параметры необходимо уточнять в технической документации к автомобилю.

Далее приведена таблица, в которую сведена информация о допустимых их производителями штатных (заводских) установленных дисках. Соответственно, для автомобилей необходимо выбирать диски с подходящими параметрами.

Модель автомобиля Размеры и данные о заводских дисках
Тойота Королла 2010 года выпуска 6Jx15 5/114,3 ET39 d60,1
Форд Фокус 2 5JR16 5×108 ET52,5 DIA 63,3
Лада Гранта 13 / 5.0J PCD 4×98 ET 40 ЦО 58.5 либо 14 / 5.5J PCD 4×98 ET 37 ЦО 58.5
Лада Веста 2019 года выпуска 6Jx15 4/100 ET50 d60.1
Хендай Солярис 2019 года выпуска 6Jx15 4/100 ET46 d54.1
Киа Спортейдж 2015 года выпуска 6.5Jx16 5/114.3 ET31.5 d67.1
Киа Рио PCD 4×100 диаметром от 13 до 15, шириной от 5J до 6J, вылетом от 34 до 48
Нива Разболтовка — 5×139.7, вылет — ET 40, ширина — 6.5 J, центровочное отверстие — ЦО 98.6
Рено Дастер 2011 года Размер — 16х6,5, ET45, разболтовка — 5х114,3
Рено Логан 2019 года 6Jx15 4/100 ET40 d60.1
ВАЗ 2109 2006 года 5Jx13 4/98 ET35 d58.6

Заключение

Выбор колесного диска должен основываться на технической информации, которую предоставляет автопроизводитель в мануале машины. В частности, размеры допускаемых для установки дисков, их типов, значения вылетов, диаметров отверстий и так далее. На большинство автомобилей допускается установка дисков разных диаметров. Однако ключевые их параметры должны обязательно соответствовать технической документации.

Маркировка и формула

Вычисления
следует производить по формуле:

ET=(А+B) / 2

В
нее нужно подставлять полученные при измерении значения.

Величина
ET прописывается индивидуально для каждой машины. Все необходимые сведения по
этому поводу находятся в инструкции по эксплуатации авто. Диски не подойдут для
автомобиля, если полученное при измерении значение отличается от данных в этом
документе. «Неродные» компоненты покупать не стоит, даже если
продавец активно убеждает вас в обратном.

Нанесенную
на диски маркировку надо внимательно изучать — только так можно убедиться, что
использовать их безопасно. Маркировка у изделий стандартная. В любом случае в
обозначении находится буква I или S. Буква I означает, что колесо
«идентично» и устанавливается на серийных автомобилях. S говорит о
том, что колесо специальное, то есть его сертификация не привязывается к
конкретной марке машины. В некоторых случаях буквенное обозначение отсутствует
— вместо этого на обод наносится название завода, где была изготовлена машина,
и ее номер по каталогу.

Как
пример рассмотрим маркер обода 7.5 j x16 H2 5/112 ET 35 d 66.6:

  • Первые цифры — ширина диска. Например, цифра 7.5 означает, что
    ширина составляет 7,5 дюймов. Чтобы перевести в сантиметры, нужно умножить на
    2,54.
  • Буква J означает, что у колеса есть некоторые особенности в
    конструкции. Для потребителей эта информация интереса не представляет.
  • X свидетельствует о нераздельности диска.
  • Цифра 16 — это калибр колеса, соответствующий калибру шины.
  • H2 сообщает, что на ободе 2 хампа.
  • Цифра 5 — это количество отверстий для крепежа, 112 — диаметр, на
    котором они расположены.
  • ET 35 говорит о плюсовом вылете, размер которого — 35 мм.
  • d 66.6 — калибр центрального отверстия. В идеале он должен быть
    идентичен калибру ступицы. Если это не так, нужно использовать дополнительное
    кольцо для центрирования посадки. Его еще называют переходным.

Разные комплектации одной модели авто

Некоторые автолюбители обращали внимание, что для разных комплектаций одной модели машины довольно часто используют различные запчасти. Связано это с тем, что при проектировании и расчёте параметров узлов каждой модификации, учитывается огромное количество переменных, которые у автомобилей одной линейки могут заметно отличаться

Примером тому могут служить различные силовые установки, имеющие разные габариты и массу. Соответственно этим расчётам, учитывающим в каждом случае действующие силы и векторы их приложения, и формируется конечная конструкция подвески. Это позволяет гарантировать клиенту надёжность, комфорт во время езды, качественную управляемость и прочие характеристики, при минимальных производственных затратах.

В былые времена большая часть производителей автотранспорта изготавливала детали таким образом, чтобы обеспечивать большой запас прочности в основных конструкциях авто, включая подвеску. Сегодня же тенденция на рынке такова, что стало востребовано снижение себестоимости транспорта, которое достигается посредством более точных расчётов. Это и повлекло снижение запаса прочности большинства деталей.

Где на дисках маркировка

Что касается расположения надписи на литых дисках, то обычно соответствующая информация указывается не как у стальных по периметру, а на спицах либо на внешней стороне между ними (в месте отверстий для монтажа на колесо). Все зависит от конструкции конкретного диска. Обычно надписи имеются с внутренней стороны спиц колесных дисков. По окружности отверстия под ступичную гайку, между отверстиями под колесные болты, наносится какая-то отдельная информация, которая касается размера диска и его технической информации.

На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней стороны либо внешней стороны. Существует два типа нанесения. Первый — это когда отдельные надписи наносятся на промежуточное пространство между крепежными отверстиями дисков. В другом варианте информация указывается просто по периметру обода ближе к его внешнему краю. На дешевых дисках более распространен второй вариант.

Как расшифровать информацию на диске

Как правило, маркировка автомобильных дисков (литых или нет — неважно) выглядит приблизительно так:

Маркировка колесных дисков

На первый взгляд, эта формула выглядит непонятно. Однако разобраться в ней довольно легко, особенно если рядом есть таблица значений всех параметров. Расшифровка не займет много времени, если знать соответствующие обозначения (для литых и обычных дисков они одинаковы). Итак, маркировка содержит следующие обозначения:

показатель посадочной ширины обода автодисков (в вышеприведенной формуле обозначен числом 7,5). Обозначение дано в дюймах, так что для быстрого преобразования в миллиметры число нужно умножить на 25,4. Следует отметить, что этот параметр непосредственно связан с шириной самой покрышки. Она может быть успешно монтирована, если ширина детали находится в определенном диапазоне. Лучше всего, если ширина шины находится примерно в середине данного промежутка. Выяснить предельно допустимую ширину автодисков для нужной покрышки можно в том случае, когда под рукой есть соответствующая таблица. Тогда нужно просто найти в ней соответствующее типоразмерное значение.

https://youtube.com/watch?v=dTVPAYWyfvg

Определение размера диска для автомобиля

характеристики подсоединения автодиска к ступице – в вышеприведенной формуле обозначены числами 5/115;
в формуле обозначено числом 5 – число отверстий, в которые вставляются монтажные болтовые крепления во время установки диска;
диаметр окружности, по которой расположены отверстия, описанные в предыдущем пункте (в вышеприведенной формуле обозначено числом 115). Стоит также учитывать, что периодически эта информация наносится на диск обособленно

При выборе деталей очень важно не прогадать в этом параметре (тут вам поможет соответствующая таблица), ведь стандартов размещения креплений существует множество, и некоторые — практически не отличаются между собой. К примеру, радиусы дисков для легковых автомобилей «Ягуар» и БМВ отличаются десятыми долями миллиметра

Однако это вовсе не значит, что диски одного автомобиля можно установить на другой

Дело в том, что, помимо существенных отличий в радиусе самих крепежных гнезд, производители транспортных средств всегда уделяют особое внимание принципу посадки колеса на ступицу транспортного средства

Расшифровка маркировки колесных дисков

Если диаметр размещения отверстий для креплений не соответствует тому, который выдает таблица, затянуть нормально крепежные болты (а значит, правильно центрировать обод относительно ступицы) не получится. Это может спровоцировать открепление колеса во время езды;

информацию о структурных особенностях поверхности обода автодиска, а также углублений в нем (в вышеприведенной формуле обозначена буквой Н). Выступы и углубления на ободах автодиска предназначены для тех шин, которые не имеют камеры и обеспечивают нормальную установку покрышки на диск. Также существуют такие категории шин, которые требуют нестандартных параметров автодиска, однако их выявить довольно просто, если под рукой есть таблица параметров (если ее нет – лучше узнать об этом непосредственно у реализатора). Во всех остальных случаях вникать в этот показатель слишком уж сильно не стоит;

вылет диска (в вышеприведенной формуле обозначен показателем ЕТ45). Данный параметр характеризует расположение плоскости соприкосновения автодиска и ступицы, а также ее отдаление от центра детали. При выборе запчастей необходимо в обязательном порядке сверить их, поэтому показатель с теми, которые требует производитель (для этого есть специальная таблица).

Это обусловлено тем, что именно на этот параметр ориентируются изготовители при конструировании подвески, ее установке, а также планировании всей системы управления транспортным средством.

Определение вылета диска

диаметр центрального крепежного отверстия в автодиске (в вышеприведенной формуле обозначен показателем d57.1) Главное, чтоб этот параметр с точностью до миллиметра соответствовал диаметру автодиска для посадки, соединенного со ступицей. Также крепежный цилиндр выполняет еще одну не менее важную задачу — берет на себя определенную часть нагрузки, которая распространяется между крепежными болтами.

Что нужно знать, чтобы правильно подобрать диски по параметрам

Независимо от марки автомобиля, для правильного подбора новых колёсных дисков необходимо учесть ниже представленные основные параметры.

Диаметр

Нужно следовать советам производителя авто, диаметр диска равен посадочному диаметру шины. В настоящее время модно увеличивать заводской диаметр и менять на низкопрофильные шины: к примеру, 17 на 19.

Дополнительная информация!
При увеличении диаметра шины автомобиль становится более ездовым, но страдает комфорт и повышается нагрузка на подвеску и ступицу.

Ширина обода

Заводы-изготовители допускают отклонение в ширине обода не более 0,5-1 дюймов при диаметре до 14 дюймов. Самый лучший вариант — использовать диск заводской ширины. При изменении ширины качество езды ухудшается.

Имеется другой способ выбора ширины: необходимо из ширины протектора вычесть 20 %. Если взять шину 175/70 R13:

  • Ширина её протектора: 175 мм – 20 % = 140 мм;
  • 140 : 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм) = 5,51 дюймов, округляется до стандартного значения, требуемая ширина обода 5,5 дюймов для шины 175/70 R13. Этот метод применим, когда нет возможности воспользоваться таблицей из каталога.

Ставить диски с нарушением PCD не стоит, это чревато тем, что нагрузка на болты и их «затянутость» будет разная.

Посадка колеса на ступицу будет неплотной. При езде гайки открутятся.

Вылет колеса (ЕТ)

При ЕТ с большим показателем диск плотнее садится в выемку колеса. При меньшем значении он выпирает, поэтому автомобилисты стараются уменьшить вылет колеса. Допускается изменять вылет колеса не более чем на 8 мм в обе стороны от заводских параметров.

Важно!
Увеличение вылета приводит к увеличению гоночных показателей: машина лучше входит в повороты на скорости. Страдает от этого управляемость машины, может возникнуть вибрация на руле от толчков, что негативно сказывается на подвеске.

Максимальная нагрузка

Чтобы примерно рассчитать максимальную нагрузку, необходимо разделить 60 % от предельно заполненной машины на 2. Точную информацию можно узнать у производителей или в каталогах.

В настоящее время для правильного выбора колёсных дисков достаточно знать лишь основные параметры автомобиля, чтобы поездка на нём была не слишком рискованной и комфортной.

Разновидности вылета

Вылет бывает трех типов, каждому из которых присвоена соответствующая маркировка (нанесенная на внутреннюю часть диска):

  • ЕТ20 (нулевой вылет) – когда поверхность, которой диск прижимается к ступице, совпадает с центральной плоскостью колеса,
  • ЕТ0 (положительный вылет) – вертикально расположенная ось диска отдалена от места соприкосновения со ступицей на определенное расстояние,
  • ЕТ-20 (отрицательный вылет) – когда поверхность, которой диск крепится к ступице, выносится за пределы его вертикально расположенной оси.

Сегодня наиболее распространенным вылетом диска является ЕТ0. Отрицательный и нулевой выносы, напротив, встречаются редко. Диски с таким вылетом устанавливаются на специально подготовленные машины, например, для гонок, как по бездорожью, так и на треках.

Параметры вылета регламентируются производителями ТС, и никаких отклонений (даже в несколько мм), как они заявляют, быть не должно. В противном случае, изменяются условия работы всех узлов подвески, что в условиях критических нагрузок может привести к трагедии.

Виды вылетов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector