Иридиевые свечи зажигания: светлые и темные стороны их применения

Плюсы и минусы иридиевых деталей

Чтобы вы могли сложить более полную картину об иридиевых СЗ, необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками этого продукта. Для большинства потребителей сегодня ключевым критерием в выборе является стоимость свечей зажигания, хотя это не совсем правильно. Разумеется, экономия в разумных пределах всегда нужна, тем более, что в нашей стране кризис вряд ли закончится. Однако сильная экономия приведет к тому, что через какое-то время вам потребуется обращаться на СТО для решения проблем в работе двигателя.

Чтобы этого не произошло, ознакомьтесь с основными плюсами и минусами продукта, начнем с преимуществ:

  1. Большая эффективность работы свечей. Производителям данного продукта удалось максимально снизить площадь контактной части, расположенной между ядром искры, а также электродом. Добиться этого производители смогли благодаря тому, что при производстве используется очень тонкая проволока, диаметр которой составляет до 0.4 мм. Для сравнения — в обычных свечах из металла такой показатель составляет примерно один миллиметр. В конечном итоге уменьшение площади на 60% дало хорошие результаты. Помимо прочего, сниженный объем иридия, который используется при производстве — это гарант наиболее мощной и, что самое главное — качественной искры для воспламенения горючей смеси. Если искра будет качественной, водитель будет реже сталкиваться с проблемами в запуске двигателя, тем более, даже маленькое напряжение позволит его запустить.
  2. Слаженность работы двигателя на холостых оборотах — еще одно достоинство. Фактически большинство проблем, связанных с работой свечей зажигания, проявляется именно при работе силового агрегата на холостых оборотах. Ведь на холостом ходу в камеру сгорания поступает на порядок меньше бензина. Но и в этом случае иридиевые СЗ отлично выполняют свои функции. Немаловажную роль этого достоинства определяется несколькими характеристиками — хорошей воспламеняемостью смеси и возможность выдавать искру при маленьком напряжении, как мы уже сказали ранее. Эти свойства позволяют улучшить качество работы силового агрегата на холостых оборотах и увеличить эффективность сгорания смеси.
  3. Наиболее высокая производительность. Давно доказано, что применение иридиевых СЗ позволяет повысить мощность мотора, при этом данный показатель может быть увеличен на 6-8%.
  4. Понижение расхода топлива — это преимущество доказано практическим путем. Если двигатель вашего автомобиля работает нормально, то применение иридиевых СЗ позволит снизить расход топлива не более, чем на 7%, если сравнивать с использованием наиболее дешевых свечей.
  5. В целом снижается токсичность выхлопных газов. Это достигается, опять же, благодаря более качественному сгоранию горючей смеси. Если верить результатам опытов, при использовании иридиевых СЗ содержание монооксида углерода в выхлопных газах. Так что даже при проверке транспортного средства вероятность того, что вам выпишут штраф, будет минимальной.
  6. Упрощенный запуск мотора. Благодаря свойствам, о которых мы уже рассказали, запуск двигателя будет более простым даже в жестких условиях эксплуатации авто.
  7. Повышенный ресурс эксплуатации. Большинство современных производителей сегодня уверяют потребителей в том, что реальный ресурс эксплуатации иридиевых деталей составляет не меньше 150 тыс. км пробега. Разумеется, это — не более, чем маркетинговый ход, однако фактический срок использования СЗ такого типа составляет минимум 90, максимум — 120 тысяч км пробега. Если сравнивать с традиционными свечами, срок службы которых составляет максимуму 20 тысяч, то разница колоссальная. Необходимо отметить, что понижение данного параметра зависит от многих моментов -начиная от использования некачественного бензина и проблем в работе двигателя и заканчивая манерой езды.

Разумеется, как и любой другой продукт, иридиевые СЗ имеют и определенные недостатки:

  1. Эффективность достигается только при использовании СЗ в современных автомобилях. Если вы установите эти свечи на старые Жигули, то вряд ли сможете ощутить все преимущества. В данном случае вы сможете выиграть только на ресурсе эксплуатации.
  2. Большая цена. Разумеется, в вопросе перспективы монтажа иридиевые свечи всегда смогут окупить затраты, но цена — это основной недостаток, из-за которого водители отказывают их использовать.
  3. Огромное количество подделок мировых брендов. Если вы увидели СЗ по подозрительно низкой цене, скорей всего, в конечном итоге вы приобретете подделку.

Какие свечи зажигания лучше: иридиевые или платиновые?

Есть3 вида искрообразующих элементов:

  • медные (вариации – хром, никель);
  • платиновые (ПС);
  • иридиевые (ИС).

Последние2 варианта имеют лучшие характеристики. То, что платиновые элементы уступаютиридиевым, верно, но лишь отчасти. Надо учитывать технологичность силовогоагрегата. Если лучшие иридиевые свечи зажигания установить на мотор старогообразца с незначительной мерой сжатия, это не слишком повлияет на мощностьдвигателя, а также на расход горючего. Поэтому на старые моторы ставитьустройства из иридия не стоит.

Средиводителей ходит миф, что элементы с иридиевым напылением на электродах незаливает. Это не так, ведь если в камеру сгорания попадет горючее или другаярабочая жидкость, это не спасет от заливания и их. Устройства с напылением изредких материалов запрещено очищать обычным механическим способом.

Использованиенизкосортного горючего и езда по плохим дорогам не дают искрообразователямлюбого типа отработать весь заявленный производителем срок – даже на исправноммоторе. Современные устройства должны проезжать 100 000 км – на практике жеполучается не более 70-80 тыс. км. Это касается как platinum, так и иридиевыхэлементов.

Свечиплатинум и с иридиевым напылением имеют почти одинаковые техническиехарактеристики, но различия все же есть. Диаметр электрода на ПС – 0.7 мм, наИС – 0.4 мм. Это говорит о большей эффективности и функциональности последних.

Чемтоньше электрод, тем стабильнее образование искры даже в условиях пониженногонапряжения. А так как иридий гораздо более тугоплавок, чем платина, ИС могутвыдержать гораздо большие нагрузки. Их технические характеристики улучшаютсяеще и благодаря использованию не чистого редкоземельного элемента, а егосплавов – в качестве препятствующей окислению добавки обычно используетсяродий.

Вывод: ИС несколько качественнее, чем платиновыеэлементы, но эти преимущества могут быть сведены «на нет» российскими реалиями.ИС стоят несколько дороже.

Чем лучше иридиевые свечи зажигания?

Слева иридиевая свеча зажигания, справа — обычная.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, начнём с описания устройства центрального электрода обычной свечи. Прежде всего нужно сказать, что не весь металлический стержень – от «низа» свечи до «верха» с резьбой для наконечника – однороден по всей длине. Особые требования предъявляются лишь к электроду, то есть к тому участку стержня, между которым и боковым электродом проскакивает искра. Металл, из которого он изготовлен, должен обладать:

  • тугоплавкостью;
  • хорошей тепло и электропроводностью;
  • стойкостью к тепловой эрозии (выгоранию).

В обычных свечах для изготовления электрода применяются железо-хром-титановые и никель- хром-железные сплавы. Дальнейшие попытки увеличить ресурс свечей и добиться большей мощности искрового разряда привели к созданию электродов со следующими покрытиями:

  • медь + никель;
  • никель;
  • платина;
  • серебро;
  • золото;
  • палладий + золото;
  • иридий.

Разумеется, что доля содержания дорогих металлов невелика, но всё же их наличие делает изделия дороже. Кроме того, для изготовления таких электродов применяются более сложные и энергоёмкие технологии.
Применение новых металлов и сплавов позволяет добиться большего срока эксплуатации свечей. Кроме того, металлы с большей жаростойкостью в сочетании с улучшенными теплоотводом и электропроводимостью делают возможным уменьшение диаметра центрального электрода.

Иридиевая свеча зажигания

Малый диаметр электрода способствует созданию лучших условий для искрового разряда, повышению энергии последнего, благодаря чему топливная смесь сгорает с большей энергоотдачей. Автолюбители, установившие иридиевые свечи, отмечают, что работа двигателя на холостом ходу становится значительно ровнее, «мягче». Естественно, что и расход топлива уменьшается, причём на всех режимах работы.

Иридий, как тугоплавкий металл с хорошей электропроводимостью, отлично подходит для применения его в свечах зажигания. Но он обладает высокой твёрдостью и хрупкостью, поэтому для изготовления электродов с его применением приходится использовать новые технологии, ранее не применявшиеся в производстве автомобильных свечей. Хотя стоимость иридия меньше, чем, скажем, платины, цена на иридиевые свечи NGK составляет от 600 рублей за штуку, что приблизительно равняется цене платиновых свечей зажигания той же фирмы.
А на вопрос, какие свечи лучше – платиновые или иридиевые, можно ответить, что в иридиевых уменьшенный диаметр электрода способствует более сильному разряду, но в идеальных условиях – хороший бензин, «плюсовая» температура воздуха по утрам – этого не видно «невооружённым» взглядом. То есть для реального сравнения нужно на два одинаковых двигателя поставить разные свечи и эксплуатировать в сходных условиях. Но несмотря на отсутствие данных о таких экспериментах, можно сказать, что в иридиевых свечах конструктивно заложены лучшие характеристики.

Конструкция свечи

Также для оптимального выбора свечей зажигания, обращайте внимание на ее конструкцию. По конструкционным особенностям свечи бывают:

По конструкционным особенностям свечи бывают:

  1. Одноэлектродные;
  2. Многоэлектродные;
  3. Платиновые или иридиевые свечи;
  4. Форкамерные свечи зажигания.

Одноэлектродные свечи.

Одноэлектродные свечи представляют собой классический вид свечи. Керамический корпус с металлическим «стаканом», резьба и сверху один электрод.

Многоэлектродные свечи.

Многоэлектродные свечи представляют собой аналогичную конструкцию, только вокруг центрального электрода находятся 3 или 4 боковых.

Эти дополнительные электроды выступают в виде запасных. После износа основного искра переходит на другие, более чистые электроды, что соответственно увеличивает срок работы такой свечи.

Также плюсом многоэлектродных свечей можно назвать более быстрое и качественное сгорание топлива, так как факел образуется точно по центру искры. Это дает дополнительное увеличение мощности двигателя и лучшее сгорание топлива.

Экологические показатели при использовании многоэлектродных свечей очень радуют экологов.

Но многоэлектродные свечи не являются самым современным вариантом свечи зажигания, есть более качественные и долговечные.

Платиновые или иридиевые свечи.

В результате проводимых исследований было выявлено, чем меньше толщина электрода, тем большей мощности образуется искра.

Благодаря мощной искре более качественно выгорает топливная смесь, в результате повышается мощность двигателя.

Но возникла проблема. Увеличение мощности искры прямо пропорционально увеличении температуры на конце электрода, а большие температуры может выдержать не каждый металл.

Поэтому отличие этих свечей от остальных – материал изготовления электрода, которым является платина или иридий.

Искра, которая образуется на краях электрода в этих свечах обладает большей температурой, что способствует качественному воспламенению топливной смеси, соответственно это дает большую мощность и увеличивает срок службы двигателя.

Благодаря мощности искры срывается весь образовавшийся нагар и окалина с электрода, т.е. происходит процесс самоочистки.

Средний срок службы таких свечей составляет 90 тыс. км, что в три раза превышает срок службы классической свечи. Однако, цена таких свечей, в несколько раз выше стоимости обычных.

Форкамерные свечи зажигания.

Форкамерные свечи зажигания сделали технологический порыв в данном направлении. Благодаря им увеличился % сгорания топлива и, соответственно, мощность двигателя.

Принцип работы их основан не на точечном воспламенении топливной смеси, как у обычных аналогов, а на объемном.

В форкамере, которая имеет вид ракетного сопла, под воздействием импульса тока возникает плазменный сгусток, который с огромной энергией выталкивается в камеру сгорания.

В этот же момент сгорает топливная смесь, находящаяся в форкамере. В процессе ее сгорания воспламеняется основная топливная смесь. Происходит это не точечным, а объемным методом.

Форкамерные свечи зажигания считаются одними из передовых разработок в этой области.

Как правильно сделать выбор

Чтобы гарантировать экономичность, максимальную производительность и невысокую стоимость изделий производители во всем мире использую самые передовые технологии производства. Современный рынок предлагает свечи от множества компаний, среди которых автовладельцам наиболее известны такие бренды как NGK, Champion, Denso и Bosch.

Делая выбор, нужно знать, как выбрать свечи зажигания для автомобиля и обязательно обратить внимание на некоторые требования и характеристики:

  • изоляционные свойства;
  • сопротивляемость тепловому удару;
  • сопротивляемость коррозии в камере внутреннего сгорания;
  • надёжность при высоких напряжениях;
  • теплопроводность изолятора и электродов.

Параметры выбора

Информация о том, какие свечи лучше довольно разнообразна, поскольку каждая из них имеет свои функции и размеры, которые при выборе должны учитываться. Существуют основные параметры лучших единиц:

Технические характеристики

  • диаметр резьбовой части штекера;
  • диаметр резьбы;
  • искровой промежуток – расстояние между боковыми и центральными электродами.

Количество боковых электродов

Электроды

Материал изготовления:

  • медный,
  • никелевый,
  • платиновый,
  • иридиевый,
  • серебряный;
  • золотой.

Тепловой диапазон

Температурный режим

Ресурс изделия

Калильное число

Условный параметр, который указывает величину давления в цилиндре мотора. Это число должно соответствовать вашему двигателю.

Корпус

Даже лучшие свечи имеют определённую длину резьбы, диаметр и тип головки цилиндров. От того, насколько правильным будет выбор, напрямую зависит работа двигателя и поршней.

Электроды

Должны выдерживать воздействие коррозии и высокую температуру, вызванные потоком электрического тока и газообразными продуктами сгорания. Даже самые хорошие свечи имеют один боковой и один центральный электрод. В последнее время все чаще производители предлагают изделия с 2-х, 3-х и 4-х электродными моделями, которые помогают в режиме низких оборотов стабилизировать работу двигателя.

Советы по выбору

  • Чтобы не ошибиться при выборе свечей зажигания, следуйте руководству по эксплуатации автомобиля: в нем всегда указывается подходящая к мотору марка свечи.
  • Осмотрите свечу: если обнаружите неаккуратную или нечеткую маркировку, плохую сборку или низкокачественную обработку деталей изделия откажитесь от приобретения. Также на показатель подделки может указывать низкая стоимость свечи известной торговой марки, как правило, брендовые изделия имеют свои признаки качества и определенную стоимость.
  • Приобретайте свечи зажигания в специализированных магазинах либо у официальных дилеров.
  • Если появились сомнения, требуйте у продавца сертификат, подтверждающий качество свечей зажигания.

Когда нужна замена?

Через сколько менять свечи зажигания? Как уже было отмечено выше, некоторые автомобилисты делают это каждые 100 000 километров. Но на практике далеко не все свечи способны столько выдержать. Так как в настоящее время есть несколько вариантов, одни работают меньше и стоят не так дорого, другие же служат предельно долго, но цена на них кусается.

Обычные свечи служат в среднем 30 000 километров. Именно через такой интервал рекомендуется их менять, даже если предпосылок к этому нет. Они могут выйти из строя в самый неподходящий момент. Как часто нужно менять свечи зажигания, если они платиновые или иридиевые? Обычно через 90 тысяч километров пробега. Хотя такие иногда служат и по сто тысяч км. Это довольно дорогие свечи, но очень качественные. Многие предпочитают именно их, так как в этом случае на три замены обычных свечей приходится всего одна платиновых или иридиевых.

Лучше всего же взять «мануал» по вашему автомобилю и подробно ознакомиться с интервалами замены и маркой свечей, которую производитель рекомендует. Соблюдение этих простых правил приносит больше всего пользы. Но если вы не знаете, когда последний раз производилась замена, то рекомендуется это определить по внешнему виду свечей. Как это сделать, мы уже рассмотрели.

Зачастую кратковременные поездки без полного прогрева двигателя способствуют появлению нагара даже на новых свечах. В этом случае рекомендуется дать машине поработать на холостых оборотах до рабочей температуры мотора. Это приведет к самоочищению свечей и положительно отразится на их функциональности и сроке службы.

Далеко не каждый водитель знает, через сколько нужно менять свечи зажигания

Но все же это крайне важно. Первое, что рекомендуется сделать, это почитать сервисную книжку, где черным по белому написано, когда и как должна выполняться замена

В процессе эксплуатации желательно периодически проверять состояние электродов. Уменьшение зазора, черный нагар и отсутствие стабильной искры говорит о неисправностях в системе зажигания.

Если после замены вы проехали достаточно много, скажем, больше регламентного срока, но в то же время динамика и расход топлива в норме, визуально свечи в полном порядке, то их можно и оставить. Правильнее, конечно, было бы полностью заменить комплект, но все же такой вариант допустим.

Очень часто бывает так, что из строя выходит всего одна свеча. Но даже это будет отражаться на работе двигателя. Обороты могут плавать, появится характерное «чихание» и т. п. Если комплект еще новый, то вероятно, что попался брак. К замене в данном случае рекомендуется только вышедший из строя элемент. Через какой пробег менять свечи зажигания, если они работают уже несколько лет вполне исправно? Тут нужно смотреть на поведение автомобиля. Если нет никаких предпосылок к замене, то можно не беспокоиться.

Симптомы изнашивания

Когда надо менять свечи зажигания? Часто за услугой по замене люди обращаются в официальные центры

Но ещё до визита туда важно выяснить, что время замены уже наступило. Предпосылками к этому могут служить:

  • появление вибраций и дерганий во время езды,
  • нестабильное поведение двигателя.

До визита на диагностику изделия можно проанализировать самостоятельно. Это можно сделать, если они легко извлекаются. Сколько служат свечи зажигания?

Сигналами к замене могут являться их внешний облик и прочие характеристики.

Изучение зазора

Это процедура проходит в первую очередь. Все свечи специально маркируются. В этой маркировке отражён вид детали и параметр зазора. Это самое последнее число. Его указывают в миллиметрах. Если действительный зазор превышает указанное значение, устройство подлежит срочной замене.

Наличие нагара

В идеале желательно, чтобы нагар отсутствовал полностью. Когда нарушений в процессе сгорания нет, электроды очищаются самостоятельно. Когда на устройстве имеется чёрный или белый нагар, это признак неправильно проходящего зажигания. А качество детали здесь не имеет значения. Если в окраске нагара и общем облике есть большие различия, то следует обратиться к документации производителя, где отражена периодичность замены свечей. Разумеется, она подлежит замене.

Свечи зажигания

Изолятор из керамики

Если в нём образуются трещины, они наполняются коричневым налётом. При такой картине заменяется комплект полностью. Все советы касаются пробега. Как уже было указано, для обычных устройств он достигает 20 тысяч км, для платиновых деталей – 100 тысяч км, это рекомендуемые свечи зажигания. При достижении этих параметров можно смело ставить новые. А через сколько километров менять свечи? Здесь обращаемся к рекомендациям фирмы, выпустившей эти устройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector