Как выбрать динамометрический ключ: виды и особенности

Популярные модели

Немецкий производитель Hazet. Инструмент компании широко используется в промышленности и в автосервисе. Изделие отличается высокой точностью. Преимущественно производятся электронные и щелчковые модели.

Первые имеют расширенные функции и расширенный диапазон крутящего момента. Например, для грузовика используются мощные модели в диапазоне 3/4–1 дюйма. Чтобы производить поверку динамометра, компания Hazet предусмотрела использование специального электроизмерительного прибора. Стоимость ключа в районе 16 тыс. рублей. Kabo Tool Company. Это общепризнанная компания-производитель, изделия которой соответствуют международному стандарту ISO 9001. Это объясняется наличием хромосодержащей стали. Таким ключам характерна высокая точность затяжки, функциональность и продолжительный эксплуатационный срок. Средняя стоимость 3 тыс. рублей.

Vigor. Еще один представитель немецкого рынка. Эта компания производит качественные инструменты. Сброс усилия осуществляется в автоматическом режиме, как только достигается указанное значение. Имеющаяся ручка установки позволяет быстро выставлять крутящий момент. Наличие шкалы помогает достигать высокой точности затяжки.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа?

При установке инструмента такого типа на боковой его стороне виден циферблат. По циферблату регулируют величину давления затяжки, соответственно при этом изменяется и величина усилия.

Используя ключ со щелчковым исполнением, необходимо последовательно:

  1. Осмотреть болт/гайку, чтобы установить предельный момент затяжки (рекомендуемые значения указываются в инструкции).
  2. Проверить относительное положение циферблата: соответствует ли он той метрической системе, которая будет использоваться.
  3. Установить посадочную головку, которая должна с лёгкостью защёлкиваться на головке болта. Диск зафиксировать.
  4. Начинать затяжку по часовой стрелке, применяя ровные и плавные ходы рукоятки. При повороте будет слышен характерный щелчок. Признаком окончания затяжки по моменту является ощущение того, что ключ самопроизвольно отталкивается от гайки.
  5. Выполнить считывание фактического усилия затяжки и сравнить его с требуемым.

После окончания работы, динамометрический ключ следует сбросить на ноль — это снизит давление на внутреннюю пружину и поможет сохранить её калибровку.

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

Приспособления этого типа изобретены для точных работ. Даже советский динамометрический ключ в старые времена проходил периодическую обязательную калибровку. Лучше производить данные работы в специализированных мастерских на проверенном сертифицированном оборудовании. Если же стоит задача сделать проверку в домашних условиях, то выполняем ее с помощью относительно точного бытового кантера.

Домашняя проверка динамометрического ключа:

  1. Выставляем на ключе момент затяжки требуемой величины.
  2. Производим закручивание болта или гайки до щелчка.
  3. Выставляем рукоятку ключа вертикально.
  4. Сверху на ключ цепляем крючок кантера, удерживая прибор под прямым углом.
  5. Тянем рукой кантер в сторону затяжки до момента щелчка, контролируя визуально его показания.
  6. Измеряем рулеткой длину рукоятки инструмента, чтобы определить плечо силы.
  7. Вычисляем величину момента по формуле (М = F*r). Например, при показании кантера 8,5 кг и длине ключа 32 см получим следующие данные: (8,5х9,81)х0,32=26,7 Нм.

Разновидности

Перед тем как выбирать динамометрические ключи для автомобилей, следует изучить возможные варианты изделий. Это поможет ближе познакомиться с приспособлениями, и примерно понять, что нужно вам и на какие характеристики или возможности стоит рассчитывать при его покупке.

Принято выделять 3 разновидности динамометрических ключей. Но к этому списку можно добавить ещё одно устройство, которое является ключом-адаптером.

  1. Стрелочные. Когда речь заходит о том, какой динамометрический ключ стоит выбрать для проведения ремонта собственного авто, в гаражных условиях, многие склоняются к самому простому и доступному варианту в виде стрелочного приспособления. Этот ключ отличается простой конструкцией и низкой стоимостью. Но за низкой ценой скрывается соответствующее качество. По показателям точности они сильно уступают конкурентам, имеют погрешность до 10%. При этом не стоит рассчитывать на максимальный момент затяжки более 280 Нм. Среди профессиональных автомехаников такой ключ не пользуется спросом. Но если вы проводите работы в гараже, а сама процедура не требует повышенной точности, стрелочного инструмента должно вполне хватить.
  2. Щелчковые. Они же предельные. Делая выбор динамометрического ключа для обслуживания авто, часто автомобилисты склоняются к щелчковым инструментам. Конструктивно он включает себя муфту с заданным моментом, которая начинает срабатывать при превышении заданных параметров затяжки. У таких инструментов диапазон крутящего момента может варьироваться от 40 до 360 Нм, что уже заметно превышает возможности стандартного стрелочного устройства. Такой диапазон существенно упрощает выбор конкретного инструмента с необходимыми характеристиками. Щелчковые девайсы можно условно разделить на бытовые и профессиональные. У первых показатели погрешности не превышают 5%, а у вторых он и вовсе находится на уровне до 3%. Но по стоимости они превосходят стрелочные аналоги.
  3. Электронные. При повышенных требованиях к машине будет намного правильнее выбрать именно электронный динамометрический ключ. Это лучший инструмент для обслуживания автомобиля, хотя в гаражах обычных автомобилистов встречается редко. Это устройство профессионального уровня с наиболее высокими техническими характеристиками. Шкала измерения затяжки здесь электронная, а при достижении нужного значения раздаётся звуковой сигнал, часто дополняемый светодиодными индикаторами. Диапазон начинается с отметки 20 Нм. Но наиболее значимой особенностью такого ключа считается погрешность, не выходящая за рамки 1%. Единственной, но весомой причиной отказаться от приобретения электронного девайса, является цена. Она действительно высокая, из-за чего такие приспособления применяются в основном на автосервисах и станциях технического обслуживания.
  4. Ключи-адаптеры. Это специальное электронное устройство, которое вряд ли можно считать разновидностью электронного динамометрического ключа. Приспособление оснащается механическим приводом, к которому можно подключать трещотку, а на переходник устанавливать головки и прочие насадки. Адаптеры-динамометры комплектуются разными компонентами. Есть наборы из нескольких адаптеров, отличающихся по диапазону. На девайсе имеется цифровой дисплей и дополнительные кнопки для настройки. Принцип работы напоминает электронные ключи. Внутри короба имеется аккумулятор. При этом цена значительно ниже, нежели у электронных динамометрических ключей.

Стрелочный динамометрический ключ

Сам водитель должен решать, какой именно динамометрический ключ ему стоит выбрать для дальнейшего обслуживания собственного легкового автомобиля.

Если вы буквально несколько раз в год проводите какие-то работы с машиной, когда требуется 1-2 применения такого ключа, тратить огромные деньги на покупку электронного девайса точно нет необходимости. Куда проще и дешевле обратиться в автосервис. А вот для таких периодических работ отлично подойдут щелчковые приспособления. Они намного лучше стрелочных, обладают хорошим процентом погрешности, и при этом стоят адекватных денег.

Рейтинг

Никто не сомневается в том, что лучше пользоваться хорошими инструментами. Среди изготовителей динамометрических ключей есть далеко не одна фирма, заслуживающая вашего внимания.

Составить топ из лучших динамометрических ключей по моделям вряд ли получится, поскольку их огромное разнообразие, и все инструменты различаются по типу, конструкции, насадкам, функциональным возможностям и пр.

При этом есть ряд производителей, которые объективно считаются лучшими в настоящее время. Потому в рейтинг динамометрических ключей обязательно попадают изделия следующих компаний:

Если вы покупаете динамометрические ключи одного из этих производителей, то практически не будет никаких сомнений в качестве, надёжности, долговечности и точности работы таких инструментов.

Но отталкиваться сугубо от производителя и узнаваемости бренда не стоит. Не забывайте, что рынок автомобильных инструментов наполнен подделками и фальшивками. Потому при покупке такого дорогого устройства как динамометрический ключ, лучше обращаться к проверенным продавцам и сертифицированным магазинам. Вам повезёт, если в городе присутствует фирменный магазин конкретного изготовителя. Если нет, всегда можно воспользоваться возможностями всемирной паутины.

Динамометрические ключи точно являются порой незаменимым инструментом в арсенале каждого автолюбителя или мастера на СТО. Разнообразие девайсов несколько усложняет процедуру выбора. Но если грамотно подойти к этому вопросу, реально взглянуть на свои возможности и требования к ключу, вам не составит большого труда приобрести оптимальную модель с требуемыми возможностями, характеристиками и погрешностью.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Привет. Помогите пожалуйста при выборе динамометрического ключа.В этом деле новичок, но хотел бы для себя купить ключ.Подскажите какой лучше и как им пользоваться? Нашол один такой kharkov.kha.olx.ua/uk/oby…3-IDeDjj6.html#b50bc69c3d Что скажете?Стоит покупать?

Обзор динамометрических ключей

1. Самый простой вариант ключа. Принцип его работы основан на изгибе рычага со и неподвижного указателя. Первый рычаг используется для передачи усилия на крепеж. Второй рычаг с одной стороны прикреплён к головке ключа, а с другой стороны свободен, служа указателем, который показывает значение крутящего момента в конкретный момент времени. На картинке показано устройство динамометрического ключа подобного вида.

Плюсы:

  • Низкая стоимость;
  • Шкала в обе стороны. Позволяет закручивать крепеж с правой и левой резьбой.

Недостатки:

  • Низкая точность;
  • Ключи данного вида не подлежат регулировке, поэтому со временем изнашиваются и теряют точность, что делает их использование бесполезным занятием;
  • Невозможно работать в труднодоступных местах, так как необходимо всегда следить за затяжкой по ;
  • Отсутствует храповый механизм, как у . Ключ необходимо всегда переставлять.

Данный вид ключей не способен обеспечить высокую точность работ, поэтому, чаще всего, используется для непрофессиональных слесарно-монтажных работ и для гаражного ремонта.

2. Как устроен данный динамометрический ключ? Конструкция динамометрического ключа хорошо показана на картинке. В устройство таких ключей входит специальный пружинный механизм, который позволяет установить на инструменте необходимый крутящий момент и передать его на крепеж, не превысив выставленного значения. Еще одним обязательным условием таких ключей является наличие храпового механизма, как у обычной . С помощью шкал, которые расположены на корпусе ключа, необходимый момент затяжки выставляется заранее. Как только установленный момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента. удобен в работе, так как необходимо просто закручивать соединение до щелчка.

Ключи имеют большую разновидность диапазонов крутящего момента от 5 до 3000 Нм. Размеры присоединительных приводов от 1/4 дюйма до 1 дюйма.

Плюсы:

  • Погрешность не выше 4%;
  • Простота работы обеспечивается наличием храпового механизма;
  • Крутящий момент устанавливается заранее и его не нужно контролировать. Как только он будет достигнут, ключ издаст характерный щелчок;
  • Удобно использовать в труднодоступных местах;
  • Некоторые модели могут работать с правой и левой резьбой.

Недостатки:

  • Требуют проверки и калибровки;
  • Храповый механизм может выйти из строя, но на некоторые модели имеются специальные ремкоплекты.

Для того, чтобы ключ не испытывал максимальные нагрузки и работал долго с минимальной погрешностью, его не нужно использовать в крайних значениях диапазона крутящего момента. Поэтому рекомендуется покупать ключи с перекрытием рабочих значений.

Можно сказать, что такой вид инструмента является самой популярной разновидностью динамометрических ключей, так как они удобны в использовании и имеют невысокую стоимость.

Первые два вида относятся к , которые измеряют крутящий момент за счет специальной конструкции или специального механизма. Обязательно они имеют шкалу для слежения или установки момента силы, поэтому относятся к .

3. На первый взгляд, такой вид ключей выглядит как предыдущий, но он имеет больше возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран . Погрешность ключа минимальна за счет “начинки”. Необходимый момент силы выставляется на дисплее и при достижении установленного значения, ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.

Плюсы:

  • Вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
  • Световая и звуковая индикация;
  • Высокая точность;
  • Возможность замерить крутящий момент у уже закрученного соединения;
  • Двухстороннее действие: “по” и “против” часовой
  • Не требует регулировки;
  • Удобство работы за счет храпового механизма;
  • Сохранение значений в память.

Недостатки:

  • Высокая стоимость;
  • Требует бережного использования;

Подобные ключи имеют большой функционал и высокую точность измерения, но из-за своей цены они используются в тех сферах, где установлены жесткие рамки по точности проводимых работ.

Универсальная таблица затяжки болтов

Резьба/шаг мм
Класс прочности

4.6
5.8
8.8
10.9
12.9

5/0.8
2,1
3,5
5,5
7,8
9,3

6/1.0
3,6
5,9
9,4
13,4
16,3

8/1.25
8,5
14,4
23,0
31,7
38,4

10/1.5
16,3
27,8
45,1
62,4
75,8

12/1.75
28,8
49,0
77,8
109,4
130,6

14/2.0
46,1
76,8
122,9
173,8
208,3

16/2.0
71,0
118,1
189,1
265,9
319,7

18/2.5
98,9
165,1
264,0
370,6
444,5

20/2.5
138,2
230,4
369,6
519,4
623,0

22/2.5
186,2
311,0
497,3
698,9
839,0

24/3.0
239,0
399,4
638,4
897,6
1075,2

27/3.0
345,6
576,0
922,6
1296,0
1555,2

30/3.5
472,3
786,2
1257,6
1766,4
2121,6

33/3.5
636,5
1056,0
1699,2
2380,8
2860,8

36/4.0
820,8
1363,2
2188,8
3081,6
3696,0

39/4.0
1056,0
1756,8

3955,2
4742,4

Зависимость указана не только от диаметра и шага резьбы. Одна из важных характеристик – класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к срыву как минимум резьбы, а как максимум – головки болта (стержня шпильки).

Важно! Указанные в таблице значения, относятся лишь к прочности крепежных элементов. Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов

Использовать этот справочник при монтаже узлов и деталей автомобиля, и тем более колесных дисков – недопустимо! Установленные заводом изготовителем моменты затяжки крепежа, связаны не только с прочностью болтов.

Пострадать может геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников, сальников.

Как пользоваться щелчковым ключом?

В принципе применение такого инструмента немного отличается от эксплуатации других видов изделий. Но все же есть нюансы, требующие пристального рассмотрения. Интуитивно можно сообразить, что пользоваться таким инструментом необходимо в ситуациях, требующих определенного показателя усилия.

В своем большинстве они позволяют затягивать элементы по часовой стрелке, но есть и обратного направления инструменты. Реверсивные модели объединяют в себе оба качества.

При покупке инструмента в магазине комплектом прикреплена подробная инструкция, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа. Это нужно не только для точного выполнения поставленных задач, но и для продления срока службы инструмента.

Очень важный момент заключается в том, что плечо рычага нельзя удлинять трубой или другим самодельным устройством. В противном случае точность намного падает.

Работать придется только своими руками. Использование же динамометрического ключа в качестве обычного воротка значительно увеличит его износ.

Подход к работе тем или иным инструментом зависит от вида. Щелчковый предельный ключ в первую очередь требует выставления нужного значения ньютон-метров.

Для этого надо провести следующие манипуляции:

  1. Ослабить гайку, отвечающую за «стоп».
  2. На шкале зафиксировать необходимую нагрузку с помощью рукоятки.
  3. Ввести в стабильное положение стопорной гайкой.

На неподвижную часть рукоятки нанесены грубые значения усилия, на поворотную – точные. Комбинируя их, возможно достичь желаемого результата. После этого можно приступать к работе. При достижении необходимого результата раздастся характерный звук в виде щелчка – резьбовое соединение зажато.

При использовании таких изделий можно не обращать внимания на угол перекашивания головки относительно болта или гайки. Усилия будут равномерно распределяться по поверхности детали, не нанося ущерб точности. И благодаря звуковому сигналу можно работать с таким ключом практически вслепую. Но при всем при этом нужно строго соблюдать заводские указания.

Работа электронным ключом требует более щепетильного отношения. Главным преимуществом является возможность регулировать усилие в пределах десятых, а то и сотых долях ньютон-метра.

Соприкосновение с закручивающимся элементом должно быть под прямым углом. Переусердствовать вам помешает звуковой сигнал зуммера.

Все довольно просто. Однако, чтобы устройство прослужило долго, надо не только знать, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, но и как за ним ухаживать.

Заключается он в таких моментах:

  1. Эксплуатировать инструмент исключительно в пределах критических диапазонов во избежание преждевременного износа.
  2. Периодически проводить тестирование или поверку, чтобы показатели не сбивались от намеченных на шкале цифр.
  3. Не превышать установленные на приборе показатели, ведь он может банально сломаться.
  4. Осматривать регулярно после применения на предмет механических или физических повреждений корпуса или подвижных элементов.
  5. Хранить инструмент исключительно в сухих местах.
  6. На сбережение оставлять устройство только с выставленным на нулевое значение регулятором.
Таблица усилий затяжки метрических болтов

Усилие указано в Ньютон-метрах.

Основные бренды, выпускающие динамометрические ключи

Динамометрические гаечные ключи производятся многими компаниями, однако лишь некоторые из них обладают приемлемым соотношением цена/качество. Эксперты, много лет работающие с подобными инструментами и испытавшие практически все изделия наиболее известных брендов, чаще всего рекомендуют лишь некоторые из них.

Одним из лучших брендов многие мастера безоговорочно признают JTC, известного на весь мир тайваньского производителя профессиональных автомобильных инструментов. Основное преимущество заключается в том, что корпус ключа изготовлен из хром-ванадиевой и легированной стали, а все измерительные шкалы на изделиях надёжно спрятаны под увеличительным стеклом. Кроме того, на конце рукоятки располагается качественное пластиковое покрытие, и его очень удобно держать в руке.

Среди недостатков данных ключей можно выделить слишком короткие рукояти, которые могут затруднить работу недостаточно физически сильных людей.

Следующий популярный поставщик инструмента для машин — это немецкая компания Berger, имеющая более чем 100-летнюю историю и гарантирующая пожизненное качество своей продукции. Высочайший уровень производства и надёжные резьбовые соединения головки с насадками в сочетании с самой маленькой погрешностью измерений заставляют многих профессионалов остановить свой выбор именно на этом бренде.

Обратите внимание!
Инструмент выполнен с большим количеством стали для повышения прочности изделия, но, к сожалению, слишком много весит и не очень удобен в работе для некоторых специалистов.

Набор Berger

Далее идёт поставщик хорошего шкального инструмента с достаточно недорогими ценами — это бренд Alca, также из Германии. Высокопрочная сталь, качественное исполнение шкалы и наличие удлинителя рукоятки для увеличения плеча затяжки по самой низкой цене подарили этой компании огромную популярность на рынке.

Из недостатков здесь можно выделить только тугое сопряжение адаптера с удлиняющей рукоятью, установить которую не так уж и просто. Ключ-адаптер динамометрический во время фиксации с рукоятью, как правило, встаёт в паз только при очень сильном нажатии на металлические элементы, на что потребуется немалая сила.

Важно!
При приобретении любого из перечисленных выше брендов у автолюбителя не возникнет никаких проблем во время использования инструмента, а когда всё-таки выбор пал на другого производителя, нужно прежде всего обращать внимание на качество стали, так, чтобы ключ не был полым внутри, шкала хорошо читалась, а погрешность измерений была минимальной. В противном случае есть риск быстрой поломки инструмента или оказания на крепёжный элемент усилия, которое может просто срезать болт или деформировать деталь

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого)

Рекомендуется придерживаться следующего порядка:

  1. Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
  2. Смазать крепежные болты моторным маслом;
  3. Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
  4. Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
  6. На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.

Видео: «Затягивание ГБЦ моментным ключом»

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

Недостаточно купить хороший инструмент, нужно также правильно его использовать: знать, как и что им делать.

Прежде всего, динамометрические ключи – это инструмент калибровочный, и использовать его следует только для предназначенных для него целей — т.е. откручивать гайки и проверять «старые» соединения им запрещено.

При затягивании крепежа настоятельно рекомендуется следовать следующим правилам:

Затягиваемый крепёж перед затягиванием нужно правильно подготовить. Болты и гайки должны быть чистыми и сухими. Присутствие грязи и наличие обильной смазки не допустимо, поскольку эти факторы влияют на показания прилагаемых силовых значений, рекомендуемых производителем.

Чтобы погрешность момента силы затяжки была максимально адекватной, крепёжный болт следует слегка смазать маслом, — одна-две капли машинной смазки наносятся под основание шляпки болта и на его кончик.

Слегка смазанный болт помещают на бумагу, где излишек масла с крепежа впитывается в промокашку. Оставшегося количества вполне достаточно для устранения избыточного сопротивления при навёртывании гайки и устранения дополнительного сопротивления при затягивании между поверхностями гайки и шляпкой болта.

В большинстве случаев, затяжка болтовых соединений происходит в несколько этапов (2-3) — это делается во избежание перекоса закрепляемой детали и равномерного распределения силы стягивания на всех крепёжных соединениях.

Данное правило не применяется для одноболтового соединения. Хотя, при использовании динамометрического ключа предельного типа, особенно, начинающими веломеханиками, рекомендуется выставлять сначала меньшее значение момента затяжки. Это объясняется тем, что после сигнального щелчка новичок по инерции может перекрутить болт, т.е. прозевать момент, когда нужно остановиться.

Именно в этом нюансе выигрывает бюджетный стрелочный динамометрический ключ — пользователь визуально видит приближение требуемого усилия.

Не редки случаи, когда рекомендуемая сила затяжки незначительна, например, 10-40Nm, а такое болтовое соединение в ходе дальнейшей эксплуатации подвержено раскручиванию, т.е. ослаблению из-за механических вибраций. Тогда, чтобы этого не происходило используют специальную фиксирующую смазку.

Для исключения ослабления крепления в ходе эксплуатации превышать предельный момент стяжки категорически запрещается.

Ведущие производители

Можно выделить несколько производителей, которые выпускают в настоящее время наиболее востребованные и высококачественные модели динамометрических ключей.

Многие эксперты и простые автомобилисты советуют сначала смотреть на изготовителя, и уже среди его ассортимента выбирать конкретную подходящую вариацию исполнения динамометрического ключа.

К числу наиболее высококачественных производителей стоит отнести следующие компании:

Разные динамометрические ключи

Отдавайте предпочтение продукции проверенных производителей. Это защитит вас от целого ряда возможных неприятностей.

Но также важно проверить, не является ли приобретаемый динамометрический ключ умело выполненной подделкой. Такое на рынке встречается не так редко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector